Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Павел Усов: На фоне российской агрессии в Украине диктатура в Беларуси становится меньшим злом и удобоваримым партнером для Запада

26 августа в Минске соберутся Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Петр Порошенко, верховный представитель ЕС по иностранным делам и заместитель председателя Еврокомиссии Катрин Эштон, еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт и заместитель председателя Еврокомиссии Гюнтер Эттингер.

Беларусь постепенно превращается в плацдарм для переговоров между воюющими Россией и Украиной. На сей раз предметом переговоров должны стать проблемы, связанные с выполнением Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, энергетической безопасности и стабилизации ситуации на Донбассе, сообщает пресс-служба украинского президента.

Другие источники сообщают то ли про «отношения Таможенного союза и Украины», то ли о гуманитарной ситуации на востоке Украины.

Вопросом жизни и смерти для Украины является прекращение войны, развязанной Россией. Однако с Москвой можно будет разговаривать только после ее полного поражения на Украине, считает Павел Усов, однако отказ Порошенко от участия в саммите, на котором возможна встреча с Путиным, был бы негативно воспринят ЕС.

Вероятные переговоры в Минске анализирует доктор политических наук Павел Усов.

-26 августа в Минске состоятся переговоры между Владимиром Путиным и Петром Порошенко при участии Европейской комиссии. В чем заключается смысл этой встречи, какой предмет переговоров?

-Предполагается, что главным вопросом этой встречи должна стать ситуация на востоке Украины, поиск точек соприкосновения для разрешения военного конфликта, который интенсивно подпитывается Россией. Встреча покажет, возможно ли вообще разрешить этот конфликт мирным путем и посредством переговоров. До сегодняшнего дня переговоры с Россией не дали никаких результатов, поэтому я скептически отношусь к тому, что Киеву и Москве удастся достичь компромисса.

-Кремль анонсирует поездку Путина в Минск, где российский руководитель предполагает встретиться с главами государств Таможенного союза и с Президентом Украины, на которой также будут присутствовать представители Европейской комиссии. Очень странный формат для переговоров по урегулированию вооруженного конфликта: Украина – ЕС – “Евразийская тройка”.

-Формула этой встречи: «Таможенный Союз – Украина» – только подразумевает возможность встречи, возможность переговоров Путина и Порошенко, но не закладывает их, не делает обязательными. Президенты могут встретиться, а могут и отказаться от встречи. Пока никто официально не говорит о том, состоится ли эта встреча. А за общим столом, в присутствии разнородной массы политиков, вряд ли будут приняты какие-либо конкретные решения. Сам факт того, что встреча руководителей Украины и России закладывается как возможный итог саммита, говорит скорее о формальном ее характере.

-Для Украины первостепенное значение имеет урегулирование проблемы на Донбассе. Однако Россия, которая играет первую скрипку в Таможенном союзе, не собирается прекращать поддержку боевиков на востоке Украины. Имеют ли смысл в этой ситуации любые переговоры с агрессором, которым для Украины является Москва? Даже по экономическим вопросам.

-Как я уже говорил, встреча Порошенко и Путина только предполагается. Во-вторых, Украина не являлась инициатором двусторонних переговоров. В-третьих, руководство Украины прекрасно понимает, что никакие встречи и переговоры не заставят Москву отказаться от поддержки сепаратистов. Россия одной рукой будет подписывать соглашения, а другой будет поставлять оружие и подпитывать конфликт. С Москвой можно будет разговаривать только после ее полного поражения на Украине.

Анализируя контекст этой встречи, нельзя забывать про информационную войну и дипломатические игры.

Отказ Порошенко от участия в саммите, на котором возможна встреча с Путиным, был бы негативно воспринят ЕС. Европейские политики очень любят встречи и переговоры, даже если они не приносят никаких результатов – это их стихия. По их мнению, если участники конфликта разговаривают, то это означает окончание войны. К сожалению, Киев должен оглядываться на позицию Европы, которая словами пытается остановить летящую пулю и ракету. Украине постоянно приходиться доказывать Европе, что Россия это агрессор, и что Москва не заинтересована в скорейшем разрешении конфликта в пользу Украины. Поэтому такие встречи, скорее служат «демонстрацией доброй воли», но не механизмом окончания войны.

-Свою лепту в вероятные переговоры внес и Александр Лукашенко, который никогда не был замечен в благотворительности. Какие цели преследует беларусский руководитель?

-Для беларусских властей организация саммита – это очевидный успех, прорыв в международную политику и возможность выхода из изоляции. На фоне конфликта в Украине и агрессии Москвы диктатура в Беларуси становиться меньшим злом и удобоваримым партнером для Запада. Положение нашей республики в какой-то степени напоминает положение Испании Франко в период Второй Мировой войны. Хоть Франко и был фашистом и диктатором, но он, крайней мере, не участвовал в войне на стороне гитлеровской Германии. Поэтому попытки Лукашенко дистанцироваться от непосредственного участия в российской агрессии и даже желание создать условия для переговоров между враждующими сторонами сделают беларусский режим более привлекательным для Запада, и даст толчок для нового «диалога».

Источник: Глеб Юрин, Беларуская праўда