Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Русским нужен не мир – им нужна украинская земля

«Русские в Украине действуют как персы, которые в 480 году до н.э. вторглись в Грецию, желая поработить свободный народ. Когда этого сделать не удалось, Ксеркс приказал разрушать дома и храмы, выжигать поля и вырубать плодовые деревья», – считает доктор политических наук Павел Усов.

Поэтому «под прикрытием дипломатических игр Москва будет продолжать усиливать агрессию» в Украине. Именно с этой точки зрения эксперт рассматривает трехсторонние переговоры по урегулированию ситуацию в Украине, которые запланированы на 26 августа в Минске.

24 августа Украина отметила 23-ю годовщину Независимости страны, а уже 25 августа Кремль проверил независимость соседей массированным штурмом украинской территории. Поведение Москвы выглядит достаточно странно, если принять на веру желание русских покончить с войной в Украине. Особенно накануне запланированных на 26 августа в Минске трехсторонних переговоров по прекращению необъявленной войны при посредничестве Евросоюза.

Зачем нужен минский саммит, если о мире никто не собирается договариваться? Об этом – интервью Беларускай праўды с доктором политических наук Павлом Усовым.

-Кому и зачем понадобились трехсторонние переговоры в Минске по Украине 26 августа? Действия Путина свидетельствуют, что как минимум Кремль не собирается договариваться о прекращении войны.

-Мало кто серьезно относился к тому, что минская встреча способна остановить кровопролитие в Украине. С Россией можно и нужно говорить только с позиции силы, а не с позиции здравого смысла, который она просто не принимает.

Сам же переговорный процесс, прежде всего, нужен Европе, которая пытается имитировать попытки разрешения украинского конфликта, в очередной раз его забалтывая и уклоняясь от жестких мер воздействия на Россию. Сегодня этими мерами являются уже не экономические санкции, а открытая техническая и военная поддержка Украине. Запад катастрофически опаздывает со своей реакцией на действия России, соответственно, предпринятые шаги теряют политический и стратегический эффект. Санкции, которые были введены после гибели «Боинга», нужно было вводить в период крымского кризиса, а с момента проникновения России на восток Украины необходима была открытая военная поддержка для Киева.

Переговоры также нужны в качестве дымовой завесы Путину, который понимает, чего ожидает Европа, и подыгрывает ей в ее желании «поболтать». Вместе с тем, под прикрытием дипломатических игр Москва будет продолжать усиливать агрессию. И основная проблема в том, что западные политики хотят верить Путину.

И наконец, переговоры устраивают Лукашенко, который в качестве посредника заработает несколько политических бонусов и, возможно, улучшит свой имидж на международной арене.

-Накануне переговоров Кремль бросил российские войска на Украину. Эксперты полагают, что Путин сознательно срывает завтрашние переговоры. Что его цель – дотянуть до зимы, а там взять Украину измором – военными действиями и газовой блокадой. Зачем Кремлю понадобилась эскалация войны накануне объявленных переговоров?

-Безусловно, Кремль провоцирует украинские власти, ожидая, что они откажутся от участия в театральных представлениях в Минске, чтобы заявить миру, что Киев не желает мирным путем решать конфликт на Донбассе, что в свою очередь развязывает руки России. Очевидно, что независимо от того, состоятся переговоры или нет, они не принесут никакого результата, и Россия будет продолжать делать то, что делает сейчас – свою агрессию.

Что же касается затягивания конфликта, то это не совсем благоприятный исход для Москвы. Во-первых, без открытой военной поддержки сепаратисты не продержатся до зимы, особенно находясь в блокаде. Во-вторых, военные и экономические ресурсы самой России не бесконечны, чтобы поддерживать конфликт в горячем состоянии, в свою очередь, экономические санкции усугубят внутреннее положение Российской Федерации, а ведь нужно еще решать проблемы Крыма. В-третьих, Кремль вынужден усиливать сепаратистов своими военными, а это означает, что число российских военных будет увеличиваться, что станет серьезной проблемой для правящей верхушки. Поток тех, кто погибнет в Украине, очень быстро охладит патриотическую истерику.

Также следует понимать, что даже если Россия введет войска и сможет деблокировать Донецк и Луганск – это не закончит войну, как на то надеются российские военные теоретики, примеряя на Украину грузинский сценарий, но сделает ее более масштабной и кровавой.

-Андрей Илларионов предполагает, что Путин и Меркель уже заключили своеобразный пакт Молотова-Рибентропа по установлению контроля над Украиной и завтра вынудят Петра Порошенко принять условия российско-германского дуэта о прекращении огня. Существует ли пакт Путина-Меркель, как вы считаете?

-Я уверен, что нет таких договоренностей. Если бы они были, то России не нужно было бы вводить дополнительные воинские контингенты. Кроме этого, я не считаю Германию ключевым геополитическим игроком, который может выстраивать некие односторонние отношения с Россией за спиной у Великобритании или США. И наконец, для Порошенко такого рода уступки будут означать конец политической карьеры. К тому же, сам президент и его окружение понимают, что русским не нужен мир, им нужна украинская земля.

-Какова конечная цель Путина?

-Основная задача Кремля – это победить любой ценой. И если не удастся оторвать территории юго-востока, то, по крайней мере, создать здесь проблемную зону для Украины (своего рода «северный Кавказ»), с постоянно тлеющим конфликтом, который будет тормозить нормальное развитие Украины. Сейчас очевидной становится стратегия, направленная на нанесение максимального материального урона, уничтожение инфраструктуры, разрушение жилищного фонда, индустриальных и торговых объектов.

Русские в Украине действуют как персы, которые вторглись в Грецию в 480 году до н.э., желая поработить свободный народ. Когда этого сделать не удалось, Ксеркс приказал разрушать дома и храмы, выжигать поля и вырубать плодовые деревья.

Я не верю в то, что конфликт удастся остановить без полного поражения России. Эта страна вышла на имперско-милитаристский уровень своего развития, при котором ее существование зависит исключительно от военных побед и территориального расширения.

Источник: Георгий Громов, Беларуская праўда