Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Павел Усов: Лукашенко в очередной раз одержит “элегантную победу”

Задача-минимум Кремля – сохранить стабильную диктатуру в Беларуси, да и для Европы стабильная диктатура лучше, чем непредсказуемые и нестабильные демократические перемены.

Protestuotojus-vaike-lazdomis-suzeistas-kandidatas-i-prezidentus-papildyta

Сами беларусы вряд ли будут сопротивляться желанию руководителя страны остаться у власти еще на 5 лет. Тем более, что нынешняя оппозиция не хочет ни объединяться, ни побеждать. Поэтому как минимум на ближайшие пять лет Лукашенко обеспечил себе президентский трон. Если, безусловно, в жизнь смертных не вмешаются высшие силы.

Доктор политических наук Павел Усов поделился с Беларускай праўдай прогнозами на президентскую кампанию-2015.

-Избирательная кампания Лукашенко стартовала, о чем недвусмысленно свидетельствует совещание по экономике. “Прошу не забывать, что 2015 год завершает текущее пятилетие. И нам с вами на ближайшем Всебелорусском собрании предстоит отчитаться перед народом за 5 лет”, – эта фраза Лукашенко говорит о расставленных приоритетах. Он уже не сомневается в пролонгации своего срока до 2020 года?

-На сегодняшний день нет причин сомневаться в том, что Лукашенко в очередной раз одержит «элегантную победу». Может статься так, что и побеждать будет некого. Главным политическим козырем Лукашенко в этой кампании будет «сохраненная стабильность и мир», что на фоне войны в Украине является «неоспоримым докозательством эффективности» политического режима. Все остальные аспекты социальной и экономической жизни будут подчинены данному утверждению. Война в Украине затмила все проблемы и неурядицы в беларусском обществе. Война запугала население эффективнее, чем любая пропаганда и репрессии, она подняла Лукашенко на новую вершину популярности, освежила его рейтинг и доверие к его правлению. Поэтому беларусы вряд ли будут сопротивляться желанию руководителя страны остаться у власти еще на 5 лет. Тем более, на сегодняшний день, к сожалению, нет внятной альтернативы со стороны оппозиции, как и механизма смены политической власти.

Идея революции в нынешних условиях уже не работает, оппозиция может только рассчитывать на то, что власть предложит некий формат «диалога» и даст возможность ее представителям снова посидеть в «советах» или «коммитетах» по различным общественным вопросам. Вероятность организации таких «политических посиделок» довольно высока, принимая во внимание желание Лукашенко разморозить отношения с Западом. С другой стороны, «круглые столы» и «советы» не являются условием для восстановления этих отношений, скорее это жест доброй воли.

-Совещание показало, что Лукашенко не намерен ни затягивать пояса, ни реформировать экономику, в отличие от президента Казахстана. Система будет функционировать по накатанной колее, а правительство будет дожидаться своего часа – когда Лукашенко принесет его в жертву возмущенному народу?

-Такова участь правительств и министров в авторитарных государствах, такова специфика и цель их функционирования – быть очистительной жертвой для правителя. В свою очередь Лукашенко расчитывает на получение очередных дотаций и кредитов со стороны России, и если получится сыграть в диалог, то и со стороны ЕС, чтобы протянуть до президентских выборов. По крайней мере, так традиционно работала беларусская экономическая модель, выполняя политические задачи.

Конечно, после выборов наступит очередной экономический спад, но это будет после выборов.

Экономическая ситуация в Беларуси ухудшается, о чем, например, свидетельствует признание Лукашенко, что «во внешней торговле не дотягиваем даже до прошлогодних показателей. Однако Лукашенко не намерен отказываться от голого и опасного для страны популизма: например, он требует вернуть дешевые кредиты. Но российская кормушка прохудилась. Может ли рассчитывать беларусский правитель на помощь Кремля в условиях, когда российский рубль рушится, а цены на нефть упали до пятилетнего минимума?

-Суть популизма как раз и заключается в том, чтобы обещать до тех пор, пока большинство готово верить в обещания. В нашей стране ситуация усугубляется еще и тем, что беларусам сегодня не во что больше верить.

Что же касается действий Москвы, то для нее сохранение стабильной диктатуры в Беларуси является задачей-минимум, и поэтому Россия, до тех пор, пока она остается авторитарно-имперской, будет оказывать финансовую поддержку режиму Лукашенко. В условиях политических перемен либо экономических трудностей в Беларуси Кремлю понадобиться больше стредств и усилий, чтобы сохранить ее стабильной и преданной России. Поэтому нынешняя политическая система, со стагнирующей экономикой как нельзя лучше соответствует интересам Москвы.

-Президентская кампания обойдется казне в 100 миллиардов рублей, а смета составлена из расчета участия до 15 кандидатов в президенты. Рассматривает ли власть такой сценарий реально либо просто еще больше дезорганизует оппозицию?

-Думаю, что власти смогут сэкономить пару миллиардов рублей, так как ей нет нужды устраивать парад кандидатов, как и «парад демократии». Есть большая вероятность того, что президентская кампания 2015 года будет самой скучной и безболезненной для политического режима.

-Похоже, оппозицию уже не стоит рассматривать в качестве активного игрока во время президентской кампании 2015 года: единого кандидата нет и вряд ли появится. Самоустраниться от главной политической кампании пятилетки оппозиция не может – это стало бы смертельным приговором. Но какую стратегию изберет оппозиция в 2015 году?

-Стратегий будет ровно столько, сколько будет оппозиционных кандидатов, и ни одна из этих условных стратегий не будет рассматривать силового воздействия на власть. Я не рассчитываю на то, что появится новый лидер, который сможет объединить оппозицию. Вся проблема в том, что нынешние оппозиционные структуры не хотят ни объединяться, ни побеждать. И, увы, победа над существующим режимом невозможна посредством голосования и участия в иновыборах. Возможна она только через силовое воздействие. Альтернативный вариант – это ожидание с неизвестным результатом.

На мой взгляд, лучшим для оппозиции было бы практическое неучастие в иновыборах, чем постыдная имитация некой политической борьбы.

-Ермошина надеется на легализацию беларусского режима после 2015 года. Расчет основывается на том, что Лукашенко больше не последний и не единственный диктатор Европы, а потому, ради соблюдения геополитических интересов, Брюссель признает Лукашенко?

-Действительно для Европы, для которой подход «лишь бы не было войны» так же близок, как и простым беларусам. Как я уже неоднократно говорил, в сегодняшней напряженной геополитической обстановке для Европы стабильная диктатура лучше, чем непредсказуемые и нестабильные демократические перемены. Ко всем прочему, Запад совершенно не готов к таким переменам и просто не знает, что с ними делать. Такой подход я называю «стратегией европейского бессилия». По этой причине в ближайшее время процесс сближения с беларусскими властями усилится, хотя сама Беларусь будет отдаляться от Европы.

Источник: Георгий Громов, Беларуская праўда