Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Эффективность нового правительства будет заключаться в умении искать дополнительные кредиты

Лукашенко убежден, что экономику можно заставить работать криком и кулаком, поменяв правительство или отдельных чиновников, при этом избегая любых изменений в экономической системе и механизмах управления.
5466a5a473a68_1416013220Существующий политический режим полностью исключает иные методы управления. Однако без политической и экономической модернизации, приватизации никакие экономисты не смогут спасти белорусскую экономику.
Доктор политических наук Павел Усов комментирует «Белорусскому партизану» масштабные перестановки в правительстве.

— Что стоит за отставкой белорусского правительства?
— Политическая система нашей страны настолько закрыта, что любые перетасовки внутри правящей элиты порождают массу догадок, гипотез и спекуляций, начиная от «краха белорусской экономической модели» и заканчивая «полным коллапсом политического режима». Смена правительства, которому при нынешнем политическом режиме отведена всего лишь роль громоотвода и «мальчика для битья», может означать многое, а может и ничего не означать.

Если пытаться дать взвешенную оценку решениям Лукашенко по поводу кадровых перестановок, то можно отметить ряд аспектов.

1. Чисто экономическая причина. Правительство действительно не могло справиться с экономическими проблемами, провести модернизацию и реформы, что и повлекло его отставку. Но в нашей стране ключевые решения принимаются не на основе объективных факторов, а диктуются субъективными причинами.

2. Психологический аспект. У Лукашенко определенный подход к решению системных социально-экономических проблем. По его глубокому убеждению, экономику можно заставить работать криком и кулаком, поменяв правительство или отдельных чиновников, при этом избегая любых изменений в экономической системе и механизмах управления. Существующий политический режим полностью исключает иные методы управления. При дальнейшем же исчерпании экономических ресурсов и деградации экономический системы режим будет только ужесточаться.

3. Геополитический аспект. Со следующего года Беларусь будет находиться в совершенно новой геополитической реальности, став частью Евразийского экономического союза. Это означает, что отношения с Россией выйдут на иной уровень, как и влияние Москвы на внутриполитические процессы в нашей стране.

Соответственно, необходимо новое правительство и новый премьер, хорошо знающий общую политическую ситуацию в России, и который сможет выстроить новую модель отношений с Кремлём. Кобяков, на мой взгляд, очень хорошо подходит на эту роль.

— Лукашенко давно выражал неудовольствие работой Мясниковича и К и неоднократно грозил отставкой. Но отправил его в отставку за четыре дня до нового 2015 года. Почему именно сейчас?

— Я уверен, что именно время отставки правительства, а не отставка как таковая, вызвало повышенное внимание к этому событию. Действительно, предполагалось, что Лукашенко, как водится, пойдет на этот шаг либо перед выборами, сделав правительство виновником всех экономических бед, сохраняя образ единственного опекуна народа, либо, на худой конец, после выборов, что было бы воспринято вполне нормально.

Ответ же на вопрос «почему сейчас?» лежит в сфере предположений. Это можно объяснить тем, что с 1 января 2015 года начинает функционировать Евразийский экономический союз, а Андрей Кобяков являлся Постоянным представителем Беларуси при Евразийском экономическом сообществе, а значит, будет более эффективно функционировать в новых условиях и будет более удобен Москве.

Можно также предположить, что Лукашенко решил изменить сценарий своей предвыборной кампании и опереться на другую идеологическую платформу.

Предыдущая подчеркивала исключительно экономические достижения и успехи, которыми сейчас власти не могут похвалиться, и к ноябрю 2015 года ситуация вряд ли улучшится. Теперь в связи с событиями на Украине Лукашенко может спокойно спекулировать на идеи мира и войны и общей стабильности в Беларуси.

То, что старое правительство отправлено в отставку в период празднований Нового года – скорее всего, психологический трюк. Экономическая обстановка крайне напряженная, неожиданный роспуск правительства мог бы усугубить ситуацию и стать очевидным сигналом дальнейшего ухудшения ситуации, что привело бы к экономической панике. Сейчас же белорусы больше заняты подготовкой к празднованию Нового года и меньше обращают внимание на то, что происходит в политике.

— Кадровые перестановки объясняются укреплением экономического блока в правительстве. Но ведь в правительственной колоде новых лиц практически нет – все старые кадры. За счет чего предполагается укреплять экономическую составляющую?

— Невозможно укрепить экономическую составляющую в условиях доминирования командно-административных механизмов управления экономикой. Без политической и экономической модернизации, приватизации никакие экономисты не смогут спасти белорусскую экономику. Я думаю, что эффективность правительства будет заключаться в умении искать дополнительные кредиты.

— Изменится ли экономическая политика после назначения нового правительства во главе с либералом Андреем Кобяковым?

— Я полагаю, что Кобяков нужен Лукашенко для выстраивания определенного геополитического тандема. Всем очевидно, что белорусский президент прилагает усилия для «разморозки» отношений с Западом, что не совсем устраивает, а скорее, раздражает Москву. Не зря в последнее время в российских СМИ появляются публикации «о предательстве» Лукашенко и недвусмысленные намеки о возможных последствиях этого. Назначение же на пост премьер-министра политика русского происхождения является явным поклоном в сторону Москвы и, как может предполагать Минск, должен сгладить острые углы в отношениях между Россией и Беларусью, а в добавок упростить процедуру получения дополнительной помощи.

Иван Греков, «Белорусский партизан»                                                                                                            14:48 30/12/2014