Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Информационные игры

1302514456_mozg-1Специфическая информация появилась в интернет-пространстве Беларуси в последние дни. Суть ее в том, что Лукашенко якобы собирается отказаться от участия в выборах президента и передать бразды правления министру иностранных дел Владимиру Макею.

Конечно, такой сценарий выглядит совершенно невероятным. Но этот информационный вброс, за которым, на мой взгляд, стоит Кремль, может иметь несколько целей.

Я не исключаю, что Москва задумывается над тем, чтобы заменить Лукашенко. С одной стороны, белорусский руководитель уже выполнил возложенную на него миссию – “великого интегратора”: при нем страна стала частью Евразийского экономического союза, за которым скрываются имперские амбиции России. С другой стороны, Лукашенко может стать серьезной проблемой и помехой в процессе политической интеграции в рамках ЕАЭС, без которой идея восстановления империи будет оставаться лишь идеей. Для России расширение и укрепление господства – это вопрос ее существования, в Беларуси для этого созданы практически все условия. В свою очередь, для Лукашенко вопрос интеграции и дружбы с Россией непосредственно связан с вопросом безопасности для его персональной власти. Вряд ли белорусский президент согласится добровольно передать или даже ограничить свою власть.

Исходя из этого Москва может начать кампанию для жесткого давления на Лукашенко, а президентские выборы создают для этого весьма благоприятные условия. Достаточно вспомнить информационную войну 2010 года, в результате которой Лукашенко был вынужден подписать соглашения о создании Таможенного и Экономического союзов. В данном случае Москва может требовать а) ускоренной приватизации белорусских активов; б) скорейшего размещение новых военных баз на территории Беларуси; в) втягивание Беларуси во внешнеполитические авантюры, конфликт с Украиной в том числе. Как мы видим, сейчас белорусские власти стараются придерживаться нейтральной позиции по украинскому вопросу и поддерживать хорошие отношения с Киевом, что устраивает последний и, вместе с тем, сильно раздражает Москву.

Таким образом, распростронение слухов об уходе Лукашенко, на мой взгляд, это начало информационного прессинга Москвы на белорусские власти, с прицелом на возможное смещение действующего главы государства. Не нужно забывать, что для Кремля очень важно, чтобы этот процесс прошел как можно спокойно без слома политической системы, поэтому наиболее благоприятный сценарий – это номенклатурная трансформация (переворот).

Владимир Макей со своим прошлым сотрудника спецслужб как нельзя лушче устраивает Кремль, так как является членом “корпорации”. Понятно, что реализовать “такой сценарий” с учетом полной консолидацией власти в руках Лукашенко очень трудно, но это не означает, что Москва не будет делать попыток в этом направлении.

Более того, благодаря такому вбросу можно прозондировать как настроения в белорусском обществе, так и внутри номенклатуры, ее готовность поддержать возможные изменения, инициированные Россией, в том числе и нового руководителя.

Вместе с тем, нельзя исключать, что за такого рода вбросами могуть стоять и белорусские спецслужбы. В данном случае, целью такого действия было бы напугать Европу новой политической аттакой России, попыткой сместить Лукашенко, который всеми силами старается сохранить суверенитет Беларуси и установить новый диалог с ЕС. Таким образом, возраждается миф о том, что «Лукашенко – гарант независимости», следовательно Европа должна снять санкции и начать полноценное сотрудничество с белорусским режимом, чтобы спасти Беларусь от инкорпорации. Именно на этом мифе строились взаимоотношения между Западом и Беларусью в период между 2008 и 2010.

 

Усов Павел