Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Павел Усов: Москва демонстрирует исключительно волю к войне и разрушению

putoКремль не позволит Украине вернуть контроль на свои государственные границы, так как это означало бы полное поражение России.

Соглашения “нормандской четверки”, достигнутые на переговорах в Минске, Беларускай праўдзе комментирует доктор политических наук Павел Усов.

-Какие итоги переговоров “нормандской четверки» в Минске?

-В целом я бы так охарактеризовал итоги очередной встречи в Минске: «Попили чаю, поговорили, посмотрели на чистые улицы города Минска и последнего “диктатора Европы” и разъехались по домам». А, если серьезно, то никакого нового стратегического продукта данная встреча не породила. Соглашение, которое было подписано между конфликтующими сторонами, в том или ином формате оговаривалось на предыдущих переговорах.

Лучше говорить о том, чего не было сделано. Во-первых, со стороны Франции и Германии не было выдвинуто категорических условий по отношению к сепаратистам и России, в случае, если данная сторона не станет выполнять соглашений. Во-вторых, не был определен механизм реализации пунктов соглашений. Я не считаю, что ОБСЕ в состоянии влиять и контролировать ситуацию. Как мне кажется, Европа запустила процесс, который бы оттягивал ее от принятий более жестких решений.

-Согласно подписанным документам, стороны пришли к соглашению: договорились о прекращении огня, отводе тяжелых вооружений, обмен заложников по принципу «всех на всех». Предыдущие минские договоренности по этим пунктам так и остались невыполненными. Что заставит ту же Россию выполнить новые соглашения?

-Как я уже сказал, документ не определяет никаких механизмов реализации соглашения и базируется исключительно на наблюдателях ОБСЕ и вере в добрую волю участников конфликта. Но, как показали события этого года, Москва демонстрирует исключительно волю к войне и разрушению. Соответственно, вряд ли подписанные документы будут претворены в жизнь. На мой взгляд, внешним механизмом, который бы обеспечил реализации договоренностей, было бы введение международного миротворческого контингента, который бы контролировал демилитаризованную зону.

-Главные условия обеспечения мира в Донбассе – вывод с территории Украины всех наемников и взятие под контроль российско-украинской границы. Обеспечивают ли выполнение этих условий достигнутые договоренности?

-Как я уже говорил, все это слова, которые без реального внешнего воздействия и контроля останутся только словами. Я уверен в том, что Москва никоим образом не позволит Украине вернуть контроль на свои государственные границы, так как это означало бы полное поражение России.

-Не являются ли местные выборы в Донецкой и Луганской областях механизмом легитимизации «ДНР» и «ЛНР»?

-Выборы вообще вопрос второстепенный, без реализации первостепенных условий соглашения нет смысла говорить о выборах, как и о других политических процессах.

— Способны ли достигнутые договоренности обеспечить долговременный мир?

-Долговечный мир может обеспечить только максимальное, всестороннее ослабление России, смена политического режима и установление там демократической системы.

Георгий Громов, Беларуская праўда