Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Диалог 2:0

1part_0Беларусь напоминает «неваляшку» (ваньку-встаньку): внешне может кланяться во все стороны, а в реальности стоит на месте, привязанная к России.

Чем обернется для Беларуси февральское паломничество европейских миссий: разворотом к Западу или еще теснейшим сближением с Кремлем?

Об этом в интервью Беларускай праўдзе рассуждает доктор политических наук Павел Усов.

-Конец февраля для официального Минска ознаменовался целым рядом визитов высокопоставленных европейских чиновников. Чем вызвано европейское паломничество в Минск?

-События в Украине обеспечили Лукашенко возможность для перезагрузки отношений с Западом, без каких-либо уступок беларуских властей и выполнения поставленных ранее условий. В этом смысле беларуский президент очень хорошо вписывается в старую китайскую пословицу: «Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывает труп твоего врага». Внешние обстоятельства принудили Европу пойти на сближение с беларуским режимом, вместе с тем, совершенно не понятно, чего европейцы ожидают от нового диалога.

— Какие тренды наметились в беларуско-европейских отношениях накануне президентской кампании? Лукашенко сам констатировал, что отношения между Беларусью и Европейским союзом сегодня не так туманны, как ранее.

-Не так туманны, но берега все равно не видно. То есть, несмотря на то, что Лукашенко перестал восприниматься Западом как последний диктатор Европы, тем не менее, это нисколько не влияет на положение Беларуси в геополитическом пространстве и вряд ли стоит ожидать, что разморозка отношений с ЕС и США изменит интеграционные процессы. Европа, конечно, может верить в то, что Лукашенко гарант беларуской независимости – это единственное, что она может. Но эта вера, которая заглушает здравый смысл, будет продолжать наносить ущерб беларуской государственности. Так как единственным гарантом независимости Беларуси является демократическое правление в стране. Но, вероятно, Запад взял курс не на политические изменения, а на консервацию существующего режима в Беларуси.

-Что на самом деле скрывается за «миротворчеством» Лукашенко? Купит ли Евросоюз «миротворчество» Лукашенко, которое беларусский руководитель навязывает Евросоюзу?

-У беларуского правителя есть много «идей», которые можно успешно продавать Западу. Лукашенко очень сильно напоминает средневекового шарлатана, продающего сушеные кости, глину и камни, выдавая их за святые мощи и артефакты. В политический набор таких «артефактов» входят: «особая позиция по Украине», «стабильность и мир», «независимость», «страх перед российской экспансией» и т.д. И проблема не в том, что Лукашенко умелый продавец, а в том, что есть глупые, легковерные покупатели в виде европейских чиновников, которым куда проще договориться, чем проводит последовательную и жесткую политику. Пока в мире есть глупость, в нем всегда будет место для тирании.

-Европа демонстрирует готовность к сближению с режимом Лукашенко, оставив за бортом и оппозицию, и гражданское общество. Заместитель генерального секретаря Европейской службы внешних действий Хельга Шмид встретилась только с представителями официального Минска, отказавшись от разговора с оппозицией и гражданским обществом; спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы Андреа Ригони выразил готовность возобновить диалог с Беларусью и сотрудничество с «Палатой представителей». Какую цену Европа готова заплатить за размораживание отношений с беларуским режимом?

-Я неоднократно говорил, что Европа напугана войной и поэтому для нее стабильный авторитарный режим в Беларуси, более приемлем, чем непредсказуемые и неконтролируемые политические изменения. Поэтому вопрос о гражданском обществе, правах человека в Беларуси не входит в группу приоритетных. Более того, игры с Лукашенко, создают у европейских (западных политиков в целом) иллюзию того, что они ведут некую серьезную геополитическую игру против России.

-Какие ожидания питают на Рижский саммит Восточного партнерства Евросоюз и официальный Минск?

-Для Евросоюза Рижский саммит – это возможность еще раз доказать себе, что их политика успешна. Для Минска очень важно поддержать эту иллюзию и по возможности получить финансирование для тонущей экономики.

-Беларусь является сателлитом России, которая держит режим Лукашенко за горло. Европа не опасается, что Кремль может использовать ручной беларуский режим в качестве троянского коня – для расширения границ «русского мира»?

-Я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы Беларусь стала «троянским конем» в Европе. Она не входит ни в какие политические и стратегические союзы со странами Европы, она не влияет на процесс принятия решений. Беларусь скорее напоминает «неваляшку» (ваньку-встаньку): внешне может кланяться во все стороны, а в реальности стоит на месте, привязанная к России.

Юрась Дубина, Беларуская праўда