Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Газированная украинская политика. Версия Фирташа

10341553_814484621939934_4999229596638890158_nПубличное противостояние украинского олигарха с австрийской Фемидой завершилось в пользу первого. По крайней мере, на сегодняшний момент. Однако это вовсе не означает, что Дмитрий Фирташ вскоре на белом коне вернется в Украину.

 

Дмитрий Фирташ – украинский олигарх, который во времена президентства Виктора Ющенко привел на газовый рынок страны компанию «РосУкрЭнерго», созданную при участии сотрудников администрации Владимира Путина. Эта компания не только получала миллиардные прибыли, но и стала серьезным фактором внутренней политики. Юлия Тимошенко, словно вспомнив после утверждения премьер-министром второй раз об образе «газовой принцессы», повела против Фирташа наступление, которое закончилось после второй российско-украинской газовой войны. Олигарху принадлежат различные предприятия, преимущественно химические, использующие газ по льготной цене, его главный актив с политической начинкой – «ИнтерМедиаГруп», в которой жемчужиной является один из самых рейтинговых телеканалов Украины – «Интер».

Фирташа трудно назвать публичным персонажем, его интервью разнообразным СМИ можно перечислить на пальцах. Его тандем с Сергеем Левочкиным – бывшим главой президентской администрации Виктора Януковича, ставшим сегодня депутатом парламента от «Оппозиционного блока», позволял олигарху держаться в тени, но влиять на политические расклады. Но в ходе судебного процесса в столице Австрии Дмитрий Васильевич решил пойти ва-банк. В этом нет ничего удивительного, ведь в США его считают обладателем важной информации о финансовой деятельности представителей российской власти. Неудивительно, что высокопоставленный узник австрийского правосудия, задержанный в марте прошлого года и вышедший из камеры предварительного заключения за залог в 125 миллионов евро, внесенный россиянином Василием Анисимовым, приложил максимум усилий, чтобы не отправиться за океан в качестве источника информации. Линия защиты была выбрана весьма эффективно и учитывала повышенный интерес к происходящему в Украине, наблюдающийся в Европе. Поэтому Фирташ сделал ряд заявлений, вызвавших большой резонанс.

 Если бы австрийский судья был немного лучше знаком с украинскими традициями ведения бизнеса, то после утверждения Дмитрия Фирташа, что он никогда не давал и не брал взятки, он бы оштрафовал его за неуважение к суду. Но заявление легко прокатило, как и утверждение, что компания «РосУкрЭнерго» не использовалась для выкачивания миллиардов долларов из украинской экономики. Команда защиты Фирташа оказалась весьма квалифицированной, предложив своему подопечному надавить на чувствительные струны скрытой оппозиционности многих европейцев по отношению к США. Поэтому и был вынесен вердикт об отказе в экстрадиции с пассажем о «заботе о благе украинского народа».

 Заявление Фирташа о необходимости для Украины быть нейтральной и независимой – из той же оперы. Венской. В том плане, что австрийскую территорию советские оккупационные войска покинули в 1955 году, а сама страна так и не стала членом НАТО, зато чутко реагирует до сих пор на российские внешнеполитические телодвижения. Дмитрий Фирташ энергично упирал на расхождения во взглядах с Юлией Тимошенко, которую, как он дал понять в зале суда, считает главным катализатором бегства Виктора Януковича и невыполнения им достигнутых с лидерами оппозиции соглашений. Как Юлия Владимировна крутила Майданом из больничной палаты, больше напоминавшей тюремную камеру. Дмитрий Васильевич предпочел не уточнять. Зато открылся в другом. Дескать, с 2012 года финансирую Виталия Кличко в качестве альтернативы Виктору Януковичу. Об этих финансово-политических контактах в Украине говорили и раньше, но одно дело – домыслы, и совсем другое – подтверждение из уст бенефициара финансирования. Это полуофициальное спонсорство, по большому счету, объясняет и встречу Фирташа с Виталием Кличко и Петром Порошенко в апреле 2014 года в Вене. Напомню, что после нее Кличко баллотировался в мэры Киева, Порошенко – в президенты, и оба одержали победу в первом туре. На встрече присутствовал и Сергей Левочкин. Интересно, что Фирташ сообщил только о самом факте встречи, но не стал рассказывать о чем конкретно шел разговор, сославшись на конфиденциальность. Заявление определенно было сделано с учетом повышенной температуры украинского общества, охотно изыскивающего предательства и сговоры в любых переговорах.

 Неожиданная политическая активность Дмитрия Фирташа напоминает действия человека, решившего покрасоваться в модном костюме, но не рассчитавшего с фасоном. Впрочем, определенный расчет просматривается: газовый олигарх фактически подыграл Юлии Тимошенко, интенсивно критикующей правительство Яценюка, подарив ей еще и аргументы против Петра Порошенко. Правда, лидер «Батькивщины» год назад проиграла главе государства президентскую гонку по всем статьям. Еще одна возможная причина создания дымовой завесы – договоренности со США, уже получившими информацию, но разыгрывающими спектакль для прикрытия ценного источника. По крайней мере, партнер Фирташа, Сергей Левочкин, за океаном бывает достаточно часто. Сомневаюсь, что газовый король намерен выполнять обещание и возвращаться в Украину, ему в ближайшем будущем куда уютнее будет в Австрии. А пытаться влиять на украинскую политику он попытается и впредь – финансы позволяют.

Евгений МАГДА