Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Адаптация (синоним стабильности) – это залог выживания в авторитарном государстве

Беларусы не хотят заниматься политикой, значит, политика займется ими, делая их беднее и глупее, послушнее и бесправнее.

Как бы ни ухудшалась ситуация в Беларуси, психологическая гибкость и социальные цепи будут удерживать население от массового бунта, который приведет к глубоким политическим переменам.

Доктор политических наук Павел Усов в интервью Беларускай праўдзе рассуждает о знаменитом феномене – «островке стабильности», который стал атрибутом правящего режима.

Беларусь набрала 77 баллов  из 100 возможных во Всемирном индексе закона и порядка-2017. Результаты получены на основе опроса 136 тыс. человек в 135 странах мира в 2016 году компании Gallup International. Почему же беларусы не считают себя в безопасности?

-Ответ на этот вопрос можно начать с такого утверждения: порядок в Беларуси есть, а законности нет. Наверняка наша страна по сравнению с соседями выглядит чище и спокойнее, но порядок на улицах не может заменить правопорядка и законности в государстве. Что гражданину до чистых улиц, которые так завораживают иноземцев, если его собственные права регулярно попираются, а в противостоянии с государством и чиновниками простой человек всегда проигрывает.

В демократических государствах интересы граждан являются первоосновой, в авторитарных – их интересы замещаются виртуальными лозунгами, которые в реальности служат только интересам правящей группы лиц. В свою очередь, политические институты нацелены на защиту этих узких интересов от граждан страны, которые уже не являются полноценными и полноправными. Суды, милиция, выборы, СМИ, образование направлены на противодействие гражданам, на ограничение их прав и свобод, на затыкание ртов, то есть на создание политически послушной массы.

Только за последние полгода население Беларуси стало свидетелем ряда вопиющих действий со стороны государства и его отдельных институтов: закон о тунеядстве, стрельба в новогоднюю ночь, перекраивание (сноска) кварталов в городах, милицейско-судебная травля активистов и т.д.

Огромная волна государственного произвола на всех уровнях убеждает людей в том, что они беззащитны и бессильны в отстаивании своих прав. Хотя речь даже не об отстаивании прав (их невозможно отстоять в авторитарном государстве), а в растущем осознании того, что у беларусов нет прав.

-Почему именно правопорядок и законность являются столпом, на котором держится общество, в том числе и беларуское?

-Закон и правопорядок – основа политической и гражданской стабильности государства. Когда в государстве отсутствуют эти фундаментальные, утверждающие механизмы, такое государство становится врагом для индивида. К сожалению, большинство людей этого не понимают, они считают, что политика не их дело, и предпочитают (как они полагают) жить вне ее. Однако такая позиция является лишь глубоким заблуждением, кстати, очень выгодным для тех, кто властвует. Такая позиция не спасет, когда государство пойдет на обывателя в наступление, как возгласы: «NOLI ME TANGERE, я всю жизнь голосовал за Лукашенко». Верные слуги режима, как и те, кто старается держаться на обочине политических дорог, редко осознают причину того, почему их давит государство, которому они служили, или не мешали. Но в этом и заключается природа недемократического государства: для него нет слуг, нет сторонних наблюдателей, для него все ЖЕРТВЫ.

В реальности просто невозможно жить вне политики, живя в обществе. Политика – это не только выборы, партии, оппозиция, протесты и демонстрации. Политика – это цены на продукты, ЖКХ, это абсурдные законы о тунеядцах, это строительство АЭС, парады унитазов и тракторов стоимостью в несколько миллионов долларов, это инфляция и маленькие зарплаты, политика – это дорогие дачи и машины чиновников. И в этой политике, которую реализует власть, мы являемся сторонними наблюдателями, так как наше право на участие, право на голос было украдено (увы, с нашей собственной подачи), так как в большинстве своем мы не хотим заниматься политикой. А это всегда означало только одно – она будет заниматься нами, делать нас беднее и глупее, послушнее и бесправнее. Поэтому, как бы нам не казалось, что цены на молоко не слишком привязаны к политике и правопорядку, тем не менее, эти вещи взаимосвязаны. Порою цены свергают правительства.

-Официальная пропаганда уже несколько лет культивирует миф об «островке стабильности» в море хаоса, который якобы представляет Беларусь. Какой смысл вкладывает Лукашенко в понятие «стабильность»? Что в реальности кроется за этим красивым словом?

-Слово стабильность давно стало атрибутом режима Лукашенко. Однако каждый авторитарный режим стабилен – это выражается в многолетнем правлении и полном политическом контроле. СССР был стабилен; КНДР, Китай – остаются стабильными авторитарными государствами.

Однако стабильность авторитарных режимов несет в себе последующую нестабильность после ухода (как правило, смерти) диктатора. Однако тираны не думают о «потом», и вина за ухудшение ситуации, нестабильность падает на тех, кто приходит после диктатора. Долголетнее правление авторитарных лидеров исчерпывает экономические и социальные ресурсы, лишает государственные институты автономии и способности самостоятельного функционирования – все это приводит к последующему хаосу, которого вряд ли удастся избежать.

Для Лукашенко, как и для любого другого тирана, стабильность – это возможность держать всех в кулаке, это возможность править так долго, как будет позволять его состояние, сколько жизнь отмерит. Для населения стабильность означает – послушание и подчинение, за что государство выделяет социальный паек в виде работы и зарплаты. При этом возможность собственного выбора максимально ограничена и сопряжена с рядом рисков, на которые большинство идти не хочет. Другими словами, стабильность это такое социально-политическое состояние общества, в котором нет надобности, желания и воли делать выбор.

-Человек не может жить в состоянии вечного стресса: пациент либо сходит с ума, либо выздоравливает. Какой диагноз можно поставить беларускому обществу?

-Как мне кажется, беларусы привыкли к своему положению, они быстро адаптируются к ухудшающемуся социально-экономическому положению. Адаптация (синоним стабильности) – это залог выживания в авторитарном государстве, в противном случае нужно бороться с властью, что требует сил и энергии, но борьба не гарантирует победы и тем более улучшения жизненных условий. Вместе с тем, трудно решиться на борьбу, когда есть квартира, работа, зарплата, семья – социальные цепи. Поэтому как бы ни ухудшалась ситуация в стране, психологическая гибкость и социальные цепи будут удерживать население от массового бунта, который приведет к глубоким политическим переменам.

Валентина Адамович, Беларуская праўда