Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Пуня, или десакрализация государства

изображение взято с сайта LiveJournal

В представлении среднестатистического постсоветского человека, государство это некая особая сверхъестественная структура, довлеющая над человеком. Авторитарное государство в особенности. Государство ~ своеобразный Олимп, недоступный простым смертным, забредший туда, узревший лицо власти не вернется живым. Это Замок ~ холодный бездушный, мрачный и непреступный. В этом замке сидят люди с такими же холодными, непроницаемыми лицами, лишенные лишних эмоций и слабостей. Все это окружено тайной и мрачно-торжественными ритуалами. Духовный смысл авторитарной власти воплощен в идее японского императора, увидеть ее невозможно, можно чувствовать ее присутствие. Ей должно только подчиняться и бояться.

Одна из важных форм легитимности авторитарного государства это ее внешняя сакрализация, обожествление через социальные архетипы. Пока сама власть (государство) в состоянии поддерживать свое мистическое супер-бытие, надчеловеческое естество, она будет сохранять свою устойчивость, внушать страх, подчинять.

Не зря все тоталитарные системы стремились создать особый, храмовый стиль архитектуры, подавляющий человека, «захватывающий дух».

Не зря, все эти системы пеклись над моральным обликом правящей элиты (по крайней мере, соблюдая внешний аскетизм), их жизнь была сокрыта от глаз большинства. Ничто и никто не мог бросить тень на фараона и его жрецов, опорочить храм власти. В этом была духовная сила этих режимов, не только репрессии, но и внутреннее обожествление государства, которому нельзя противостоять даже в мыслях.

Самоподавление собственной воли, через пиетет и вознесение Замка-государства лучшее средство контроля социума. Поэтому все, что нужно было элитам и государству — поддерживать этот образ, эти сакральные чувства, ритуалы и таинства.

В свою очередь, как только авторитарная власть, государство теряет свою божественность, силу, захватывающую дух и становится обыденно-простацкой — оно быстро начинает разрушаться.

То, что мы наблюдаем в Беларуси — это интенсивная десакрализация образа государства и власти. Из высокого таинственного Замка, оно быстро превращается в Пуню. А жители Замка уже представляются не строгими вершителями судеб, а пьяными, примитивными гулящими простаками. Другими словами Юпитер превращается в Бахуса.

При чем белорусские власти (чиновники) сами всеми возможными способами, подрывают «священность», своеобразную потусторонность государства. Спектр этих действий огромен: Лукашенко и Коля, Лукашенко и шпиц, Лукашенко в окружении красавиц, он же с автоматом, Качанова и трусы. А последние действа (разговоры) Эйсмонт, Баскова фактически сравняли с землей тот таинственный Замок-государство. Люди получили возможность ощутить, осознать, что это нынешнее Государство — «ветхая избушка» на курьих ножках, где прячутся не величественные и непроницаемые боги, а дряхлый кощей, баба яга, соловьи-разбойники и другая нечисть. Понятно, это колхозный быт всегда присутствовал в правлении Лукашенко, но он не был так очевиден для большинства, и образ Замка как-то удавалось сохранить в головах и представлениях людей. Теперь Замка нет, есть уродливое, обветшавшее строение.

В свою очередь, десакрализация государства, разрушение замка, это теще один успех белоруской революции, я надеюсь, что общество этим самым сможет полностью демонтировать политические архетипы авторитарной культуры и идолы власти будут похоронены.

Павел Усов