Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

2025 — надежда на перемены

Уже закладываются надежды на перемены на 2025 год. Опять на выборы или на то, что Лукашенко уйдет. Это тот идеологический посыл, который нужен сегодня. Это как вера в то, что Лукашенко смертельно болен и через 2, максимум 3 года умрет.

Такие психологические установки являются завершающей фазой протеста. Когда остается верить в высшие силы, а не в силу и энергию общества. Но если бы высшие силы хотели разобраться с Лукашенко, они бы это сделали через народ. VOX POPULI VOX DEI. Но не сделали.

Лукашенко не собирается уходить. Зачем и куда ему уходить. Он пролил столько крови, задавил, замучил столько людей не для того, чтобы уходить. Тем более что десятки тысяч чиновников, боевиков, «судей», «учителей», замаранных в различных преступлениях, с искаженным восприятием мира, добра и зла, не видят себя вне пространства, созданного Лукашенко.

Он будет править до самой смерти, либо до того момента пока ему позволят править. Он будет не только править, но сделает все, чтобы власть осталась в руках его семьи. Такова логика жизни и смерти диктаторских режимов.

Выборы? Какие выборы? Для чего, с какой целью?

Легитимизировать Лукашенко, укрепить власть, которая будет держаться на терроре и изгнании всех несогласных? Зачем? Кому это нужно? В ближайшее время мы будем наблюдать демонтаж «фасадной демократии», которая перестала играть роль стабилизатора и легитимизатора системы. Вряд ли Лукашенко уже будет избираться на выборах. Ну, будет он в 2025 году трижды нелегитимным президентом, может быть четырежды. Хоть по факту он не легитимен с 1996 года. Это уже не будет иметь никакого значения. Конечно, по факту углубления масштабов террора и зачисток, система может посчитать, что все угрозы уничтожены и провести какую-нибудь фиктивную электоральную кампанию. Думаю, новые подходы будут апробированы на местных и парламентских выборах.

Возможно, что и нынешнее Собрание даст установку на демонтаж отдельных элементов «избирательной» системы, назвав их оружием в гибридной войне, направленной на уничтожение «стабильности» в Беларуси. Вне всякого сомнения будут умники (Терешковы), которые призовут Лукашенко править пожизненно в это тяжелое, кризисное время, когда весь мир в хаосе, а на Западе стоят в очередях за хлебом.

Все будет делаться для того, чтобы избавить Лукашенко от «тяжести» избирательных кампаний. Это же касается и изменений в конституции.

Лукашенко и его окружение запустили машину невиданного террора, поэтому реализация манипуляций с конституцией и выборами не станет большой проблемой. Главное, чтобы это было всенародным, всеблагостным. И оно таким будет. Если, условно говоря, «3%» удержали власть в тяжелейшем кризисе, то обеспечить 90% поддержку «великому правлению Лукашенко» будет не так сложно. К тому же, правящий и пропагандистско-идеологический аппарат постоянно вещает о войне. А о каких выборах, можно говорить во время войны.

Конечно, можно еще надеяться на разложение экономики и правящего аппарата. И этот процесс безусловно будет иметь место, но политический эффект от него крайне неопределенный и долгосрочный.

Павел Усов