Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Нет выборов, нет проблем

«Выборы» в местные советы  переносятся на 2023, а референдум по конституции могут и не проводить вообще. Полагаю, что «Совет по силовому удержанию власти» это положение поддержит, как спасительное для системы.

В кризисной полувоенной ситуации это единственный путь для Лукашенко в целях максимального устранения рисков — отказ от атрибутов публичной политики.

Удаление «выборов» так же означает, что полной внутренней стабильности и управляемости режиму достичь не удастся.

Вместе с тем ни выборы, ни новая «конституция» не придадут Лукашенко (системе) легитимности, устойчивости или признания. Основная функция выборов при авторитаризме — электоральная легитимация. В Беларуси она уже не работает.  Соответственно в выборах нет никакой нужды.

С другой стороны, отсутствие выборов или референдума не делегитимизируют Лукашенко больше, чем это уже произошло. Скажут, что он боится, но что это меняет. Власть Лукашенко и тех, кто при нем перешла все границы беззакония. Поэтому еще одно устранение «закона» не сделает систему более беззаконной. Всем понятно и очевидно, что режим удерживается чистым террором и прикрывать этот террор голосованием или законособлюдением нет никакого смысла.

В свою очередь организация и проведение выборов и референдума, мобилизация и фальсификация потребует огромных усилий и задействования дополнительных ресурсов. Ведь нужна элегантная победа. Необходимо  привлечь 30 тыс., полностью верных и лояльных членов комиссий, которые будут правильно считать и фальсифицировать бюллетени. Но их придется контролировать, отобрать телефоны, взять подписку о неразглашении, защитить от давления, которое так или иначе будет. Также необходимо собрать по несколько наблюдателей на участок (чтобы соблюсти демократичность процедур) с теми же вводными. Для обеспечения безопасности участков и членов комиссий необходимо скрыть их личности (ведь внимание к ним будет пристальным) разместить по  вооруженному омоновцу или ВВшнику. И все это для того, чтобы «проверенные люди» списочным составом вошли в советы, с 0 результатом для системы в целом.

Самое главное, нужно найти более-менее адекватных кандидатов, которые своими «идеями» или отсутствием оных, не будут раздражать население и подогревать ненависть к Лукашенко. Глупый кандидат в условиях кризиса и террора — это очередной гвоздь в гроб режима. А где взять столько «адекватных» и проверенных кандидатов, которых еще и защищать придется.

В нынешних условиях» кандидаты от власти», которых проведут в советы по крови и фальсификациям — политические смертники.

Поэтому организация этих кампаний для режима становится слишком затратной и хлопотной, особенно тогда, когда страна находится на полном ручном управлении и в демократических декорациях не нуждается.

Кроме того, нет уверенности в том, что машина фальсификаций после выборов 2020 года будет работать без сбоев и все члены комиссий согласятся фальсифицировать результаты. Даже неважно будет ли кампания оппозиционных групп направлена на срыв выборов или на участие. Ресурс неповиновения и саботажа все еще очень огромен, и от режима потребуется двойная концентрация усилий, чтобы минимизировать риски и получить позитивный эффект.
Но как я уже сказал, позитивного эффекта для режима и так не будет. Любые выборы или референдум будут работать против власти, как в процессе их организации, так и по результатам.

К этому добавляется фактор определенной непредсказуемости, обусловленной текущим кризисом.
Меньше выборов, меньше проблем.

Для системы, утратившей легитимность и широкую социальную поддержку, упрощение политической реальности наиболее приемлемый вариант.

Павел Усов