Западу следует готовиться к серьезному и долгому противостоянию с Россией, которое закончится глобальными цивилизационными изменениями.
Владимир Путин проговорился, что при желании Россия могла бы «взять Киев за две недели». И не кому-нибудь, а главе Еврокомиссии Жозе Мануэло Баррозу. Позже помощник российского руководителя Юрий Ушаков подтвердил, что фраза была вырвана из контекста и имела иной смысл.
Сколь таких оговорок по Фрейду мы слышали в последнее время из уст российского руководства! Тот же Путин объявил, что Казахстан никогда не имел своей государственности. А Владимир Жириновский пошел дальше и прямым текстом объявил, что «после Украины мы захватим Казахстан».
Как далеко готов пойти Путин в отстраивании новой российской империи оружием и кровью? Не приведет ли погоня за новой империей к саморазрушению России? Почему Запад воюет против российских войск громкими заявлениями?
На вопросы Службы информации «ЕвроБеларуси» отвечает доктор политических наук Павел Усов.
— Путин проговорился главе Еврокомиссии Баррозу, что при желании Россия могла бы «взять Киев за две недели». Российский руководитель высказал тайные желания, которые может попытаться реализовать – не сегодня, так завтра. Как далеко готов зайти русский воинствующий империализм в отношении Украины?
— Об этом неоднократно уже говорилось: российскую экспансию можно остановить только силой.
Что же касается планов в отношении Украины, то они связаны с ее территориальным дроблением и как минимум установлением полного политического контроля над юго-востоком страны, превращение Украины в «геополитический огрызок», который будет включать в себя территории в основном Западной Украины.
— На Украине Кремль останавливаться не намерен, о чем свидетельствуют высказывания Жириновского: “После Украины мы захватим Казахстан”. Можно воспринимать Жириновского как шута, однако какую чушь он бы ни нес – все сбывается. Скорее, это русский чревовещатель. Да и Путин уже заявил, что Казахстан не имеет своей государственности. Значит, следующая цель России – Казахстан?
— Безусловно, если России удастся сломить сопротивление Украины, то другие постсоветские государства сдадутся без боя. Никто не решится открыто противостоять Москве, и она станет неоспоримым хозяином над нынешними еще независимыми республиками. В свою очередь, руководители этих стран, надеются на то, что их не постигнет участь Украины или на то, что смогут договориться с Россией, либо, на худой конец, присягнув ей на верность, остаться сатрапами.
— Збигнев Бжезинский считает, что следующей целью России станет Прибалтика. В любом случае, все уверены, что Россия намерена восстановить империю оружием и кровью. Украина своей государственности не имеет, Казахстан – не имеет, Беларусь – и подавно рассматривается как Северо-Западный край. Почему же Запад не пытается остановить русский фашизм на старте?
— Есть несколько объяснений вялой позиции западных государств относительно того, что происходит в Украине и России. Во-первых, западные политики пытаются рационально подходить к России и ее действиям, поэтому уверены в том, что можно договориться и найти пути решения нынешних проблем. Хотя всем известный русский поэт Тютчев, будучи сам не последней фигурой в российской политике, написал: «Умом Россию не понять», обращаясь именно к Западу.
Во-вторых, западные политики напоминают обленившихся патрициев времен упадка Римской Империи: у них хорошая комфортная жизнь и им просто не хочется забивать голову чужими проблемами, которые просто игнорируются. Когда реакция все же необходима, она скорее напоминает кость, брошенную голодной собаке. Проблема Запада в том, что он начинает видеть и понимать суть происходящего слишком поздно. Я уверен в том, что Москва очень хорошо изучила природу европейской политики и политиков и успешно использует этот фактор для достижения своих целей. У России предостаточно времени, прежде чем ЕС начнет действовать. Российские политики могут быть уверены в том, что Запад и, прежде всего, Европа ограничатся «политическими воздыханиями», как это было, например, в период войны с Грузией.
Единственной неожиданностью для Москвы был сбитый «боинг». Эта трагедия заставила Запад по-иному взглянуть на украинскую проблему. Можно с уверенностью сказать, что если бы этого не произошло, не было бы даже тех санкций, которые действуют по отношению к России сегодня, и агрессия России была бы более масштабной.
Сейчас наступил второй этап игры с Западом. После того, как «дипломатические манипуляции» и «фанерные переговоры» не могут более выполнять функцию одурачивания Европы и США, в ход вступило прямое запугивание ядерной войной. Своей риторикой Москва пытается надавить на психику, главным образом, Европы и, показывая ей, что русскому человеку, у которого и так ничего нет, терять нечего. К сожалению, нужно признать, что уровень безумия в Кремле достиг вершины и предсказать дальнейшие действия Путина невозможно, и я бы не стал рассчитывать на его рассудительность.
Поэтому Западу следует готовиться к серьезному и долгому противостоянию с Россией, которое закончится глобальными цивилизационными изменениями.
— Часто приходится слышать, что скоро Россия сама распадется. Но лично я не вижу никаких признаков распада: русские солдаты гибнут в Украине, имперские настроения в России нарастают, о чем свидетельствует хотя бы формирование антимайданных дружин, которые вместе с правоохранительными органами будут предотвращать антигосударственные, провокационные действия со стороны несистемной оппозиции, направленные на свержение конституционного строя. Куда идет Россия?
— Внешняя экспансия для авторитарной России – это естественный процесс. С одной стороны, она создает мобилизационный потенциал для режима, но с другой — подрывает экономику и социальную стабильность. Устойчивость власти будет зависеть от успехов на фронте и от того, как долго она сможет заставлять российское общество верить в правильность абсурдных решений и подчиняться им. С последним, думается, у российских властей проблем не будет. А вот экономику России ждут серьезные испытания.
Думаю, что Путин рассчитывал на маленькую победоносную войну. Как это произошло с Грузией, ведь эта война принесла России новые территории без какого-либо экономического ущерба, санкций или изоляции. Но война в Украине превращается в долгую и кровопролитную, включая прямое противостояние с Западом. Вполне возможно, что если конфликт будет разрастаться, то Россия повторит судьбу Российской империи в период Первой Мировой войны. Даже если предположить, что ей удастся победить в войне с Украиной и оторвать значительные части территории республики, то их необходимо будет еще и удержать. А ресурсов для «кормления» захваченных территорий и оплаты минимальной лояльности не будет, а это породит рост недовольства. Голодных и злых людей можно будет удержать только посредством разветвленной карательной системы, которая будет включать в себя:
выявление и изгнание недовольных из страны;
депортацию части населения вглубь России (Сибирь, Кавказ, Дальний Восток) и заселение захваченных территорий другими народностями;
создание системы фильтрационных лагерей для изоляции политических активистов, военных и нелояльных представителей администрации с захваченных территорий, дабы они не могли создавать подпольное или партизанское движение.
На все это нужны огромные средства и силы, которые истощат экономику, ведь она будет работать не на развитие, а на самосохранение посредством контроля и репрессий. Для изъятия дополнительных ресурсов и контроля за населением государство максимально расширит свои функции и фактически превратится в тоталитарное, что создаст предпосылки для разрушения. Если Россия не трансформируется в демократическое государство (а это мало вероятно), то в ближайшие 10 – 15 лет она перестанет существовать в том административно-территориальном виде, в котором она существует сегодня.
— Беларусь пока сохраняет условный нейтралитет в российско-украинской войне. Однако при дальнейшей эскалации конфликта Беларусь станет буферной зоной – даже не между Евросоюзом и Россией, не между НАТО и Россией, а российской буферной зоной, упреждающей удар по России. Чем грозит Беларуси дальнейшее разрастание войны?
— Нужно понимать, что Россия заинтересована в прямом вовлечении Беларуси в конфликт, тем более, если он будет разрастаться. Во-первых, ей нужно, чтобы в Украине гибли чужие солдаты, ведь увеличение потерь в собственной армии может быть чревато последствиями. Во-вторых, это необходимо для пропагандистского эффекта (главным образом внутри страны), который заключается в «создании широкого антифашистского и антизападного фронта». В-третьих, это станет мощным доказательством внешнеполитического успеха России.
Если же брать в расчет возможность конфронтации с Западом, то Беларусь может быстро превратиться в военный плацдарм российской армии.