10 октября в Минске проходят саммит СНГ и заседание глав государств ЕЭС, для участия в которых в Минск прибыл руководитель России Владимир Путин.
Накануне в экстренном порядке обе палаты парламента ратифицировали договор о создании Евразийского экономического союза, а Лукашенко его подписал. До тех пор явный аутсайдер в ратификации ЕАЭС, Минск обогнал в этом марафоне Казахстан.
Какие выгоды несет Беларуси Евразийский экономический союз? Или, наоборот, чем грозит?
Об этом разговор «Белорусского партизана» с доктором политических наук Павлом Усовым.
— Беларусь в последнюю минуту ратифицировала договор о создании Евразийского экономического союза несмотря на претензии к документу. Почему?
— С самого начала процесса создания и оформления Евразийского Союза у белорусского руководства возникали претензии ко многим аспектам его функционирования. Последние критические замечания звучали перед подписанием договора о создании Союза в мае 2014 года. Тем не менее, Лукашенко продолжал ставить свою подпись под всеми соглашениями, углубляя интеграцию.
Из этих действий можно сделать два вывода: первый, Лукашенко в действительности не верит в то, что Союз будет полноценно функционировать, рассматривает его как некий игрушечный проект, из которого он будет в состоянии в любой момент выйти; второй — зависимость Беларуси от России настолько масштабна, что он вынужден подписывать заведомо невыгодные для страны соглашения. В конце концов, речь ведь ведется об угрозах для суверенитета Беларуси, а не России.
— Минск ратифицировал договор, потому что накануне Россия уступила шантажу Минска и согласилась оставить все экспортные пошлины на нефтепродукты в белорусском бюджете на 2015 год. Почему Кремль поддался на шантаж?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представлять главные приоритеты, которые ставит перед собой Россия и Беларусь в строительстве Союза. Ключевая роль в этом проекте принадлежит России, ее цель — восстановить свою гегемонию над пространством, которое входило некогда в состав Российской державы и СССР. Сделать это можно либо экономически, покупая лояльность правителей отдельных республик, пример — Беларусь, либо милитарно, завоевывая территории, как в случае с Грузией и Украиной. По формуле экономических преференций и большой дубины создавались все империи, в том числе и СССР. При этом в процессе «геополитических заигрываний» с локальными руководителями у последних всегда оставалась иллюзия свободы выбора.
В Москве понимают, что у Беларуси при существовании авторитарной системы и экономической зависимости от Москвы фактически нет возможности ослабить влияние от России. С другой стороны, Российская Федерация находится в состоянии войны с Украиной, серьезной конфронтации с Западом, поэтому ей сейчас невыгодно создавать напряженность на других направлениях. И уступая Беларуси, создавая «комфорт» интеграционного процесса, Москва воздействует не только и не столько на нашу республику, но и на других клиентов: Киргизию, Армению и другие постсоветские республики, показывая им, какие выгоды несет интеграция. Другими словами, это пиар. России важно, чтобы Союз заработал в 2015 году, и в него добровольно вошло максимальное число республик, после чего начнут работу другие механизмы, которые уничтожат любые проявления нелояльности, вплоть до устранения действующих президентов.
Если же говорить о приоритетах Беларуси, то тут все по-провинциальному обыденно — получить средства на текущий момент, а там будь что будет.
— При ратификации Палата Представителей сделала оговорку, согласно которой Беларусь ратифицирует договор о ЕАЭС и обязуется добросовестно его выполнять «при условии, что к этому моменту на трехсторонней или двусторонней основе будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг, в первую очередь в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автомобильных перевозок и других чувствительных позиций». Кроме того, упомянутые договоренности «должны содержать положения о недопустимости их ухудшения в последующий период до полного устранения изъятий и ограничений» в ЕАЭС. Что означает это условие или заявление, как его назвал Николай Самосейко?
— Это стремление оставить дверь открытой. Но белорусское руководство забыло самое простое и очевидное правило: в отношениях с Россией никакие правовые формальности, оговорки или юридические моменты не действуют. В договоре о создании СССР также существовала статья №26 «За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза». Как она реализовывалась на практике, все прекрасно помнят. Геополитические цели России всегда достигались силой, в них нет места для правовых тонкостей.
Конечно, пока это выгодно, Москва будет делать вид, что соблюдает правовые нормы и учитывает интересы «партнеров», но как только закончиться процесс политического структурирования союза, у Беларуси, как и у других республик, уже не останется возможностей отстаивать свои права и интересы.
— Зачем Беларуси вообще Евразийский экономический союз? Какие выгоды и преференции этот союз сулит стране в обозримой перспективе?
— В данном случае следует различать выгоды для Беларуси и для политического режима. Для нашей страны и для общества Евразийский союз – это возвращение в прошлое, сохранение отсталых экономических и социальных отношений, с поступательной деградацией. Беларусь, безусловно, будет вовлечена в новые имперские аферы России. В этом случае возвращение к единой армии и оборонительной системе будет неизбежным. Политическая ситуация в стране ухудшится, что усилит отток наиболее образованной и активной части населения, в свою очередь, «русский мир» будет стремительно выдавливать остатки «белорускости».
Для политического режима Лукашенко очевидная выгода в том, что благодаря экономической поддержке России он еще на несколько лет сможет продолжить свое более или менее стабильное существование, пока Москва не решит его заменить. Но за стабильность режима Беларуси придется расплачиваться своим будущим.
— Из-за войны с Украиной экономика России идет ко дну. Не означает ли ратификация, что Лукашенко добровольно-принудительно сел на корабль, который уже дал брешь и тонет?
— В целом Евразийский союз – это дырявое корыто. Данный проект представляет собой реализацию идеологических амбиций российского руководства. Ему суждено повторить судьбу СССР. Война же в Украине только показала реальные стремления России и идущие от нее угрозы, на которые вынуждены были обратить внимание Лукашенко и Назарбаев. Но авторитарная Беларусь вынуждена опираться на Россию и следовать в ее политическом фарватере, так как от этого зависит жизнеспособность режима. Существование белорусского авторитаризма, как и евразийского проекта, зависит от политической стабильности самой России. Распад ее системы, безусловно, приведет к серьезным изменениям на всем постсоветском пространстве.
Беседовал Иван Греков, «Белорусский партизан»
12:33 10/10/2014