Беларусь: итоги и прогнозы

8-300x174Подходит к концу 2014 год, богатый на события и крайне важный для стран региона, в том числе и для Беларуси. В следующем году в этой стране пройдут президентские выборы и уже сейчас в этой связи заметна активность действующей власти. Однако на фоне украинского кризиса и факта существующих отношений Беларуси и России роль Минска в регионе вряд ли можно расценивать так, как этого бы хотелось президенту Александру Лукашенко.

По мнению главы Центра политического анализа и прогноза Павла Усова, следующий год будет знаковым для Беларуси и экономически сложным. По его словам, правящая белорусская элита была потрясена украинской революцией, но еще боле она была потрясена действиями России, которая при наличии ресурсов в состоянии превратить Беларусь в свой западный плацдарм. В таком случае, уверен П.Усов, это будет представлять опасность для соседей — Украины, Литвы и Польши.

— Что бы вы назвали главным событием для Беларуси в 2014 году?

— Безусловно события в Украине: Майдан, аннексия Крыма, война на Донбассе. Эти политические и геополитические потрясения повлияли на все субъекты белорусской политики: власть, общество, оппозицию. Показали насколько хрупким является равновесие в регионе и насколько велики угрозы, исходящие от России, которые до этих событий никто реально не оценивал. Другим не менее важным событием для Беларуси и пост-советского пространства стало подписание и ратификация договора о создании Евразийского Экономического Союза, который начнет функционировать с 1 января 2015 года.

— Как сказались на позиции и поведении белорусских властей украинские события? Как оценить позицию Минска по Украине и отношения с Киевом?

— Правящая элита была потрясена новой украинской революцией, которая показала, чем может обернуться бездумная эксплуатация народа, но еще больше она была потрясена действиями России. Безусловно, Лукашенко постарался использовать войну в Украине для своей выгоды и перегрузки отношений с Западом. Он изначально занял нейтральную позицию по Украине, которая позволяла ему «быть своим» для всех — и это ему удалось. Другими словами, за счет проблем у соседей он умело решал свои собственные. Сейчас отношения и с Украиной и с Западом значительно лучше, чем были год назад.

— К чему приведет «дружба» Лукашенко в Киевом?

— Лукашенко использует Украину как трамплин для политического прыжка в Европу, не более. Не стоит ожидать никакого геополитического альянса Киева и Минска против России и тем более реального отдаления Беларуси от Москвы. Понятно, что власти Украины пытаются получить гарантии безопасности со стороны Беларуси и снизить вероятные угрозы. Но Лукашенко не тот человек, который в состоянии выполнять свои обязательства. В свою очередь заигрывания с белорусским диктатором, который жестко подавляет любое сопротивление внутри страны, бросает тень на украинское руководство.

— Чего стоит ожидать от белорусско-российских отношений?

— Белорусские власти оказались в геополитической ловушке. Лукашенко все эти 20 лет выстраивал отношение с Москвой таким образом, чтобы получать максимально больше выгод при минимальных затратах и отдачах. Все договора и Союзы он рассматривал как формальность, но теперь все эти формальности превратились в юридический плацдарм для российской экспансии, при этом никаких средств защиты у Беларуси от этой экспансии просто нет.

— Как отразится нынешняя финансовая ситуация в стране на Лукашенко и какие пути выхода из ситуации возможны?

— Экономический кризис в России уже существенно отразился на ситуации в Беларуси. Россия является единственной экономической подпоркой, обеспечивающей определенную стабильность для белорусской экономической модели. Ухудшение положения в России, подрывает «финансово-кредитное» состояние Беларуси и неминуемо приведет к девальвации и инфляции, соответственно к ухудшению уровня жизни населения. Нужно также помнить, что Россия это не только рынок сбыта продукции, но и рынок сбыта белорусской безработицы. Соответственно ухудшение в России также приведет к возврату гастарбайтеров и нарастанию безработицы внутри страны, а значит и к росту социального напряжения. Что же касается выхода из ситуации. То вариантов здесь не много: либо реформы и модернизация, либо дальнейшее падение в экономическую пропасть.

— Устойчивы ли, на ваш взгляд, позиции Беларуси в интеграционных проектах России? И стоит ли ожидать развития этих проектов в принципе?

— Устойчивость глобального интеграционного проекта под названием Евразийский Союз будет зависеть исключительно от способностей России его реализовывать в том варианте, в котором он изначально был задуман, а именно – империалистическом. Интеграция строится только на воле и силе Москвы, ее способности принуждать другие страны «империализироваться», т.е. становиться частью империи.

Роль последних, независимо от желания демонстрировать собственные интересы, — второстепенна. Если России удастся выбраться из экономической ямы или по крайней мере не упасть на ее самое дно, давление на Беларусь, Казахстан усилится. Вслед за экономической интеграцией, безусловно, начнется политическая. Речь идет о создании единых политических институтов, централизации и унификации денежных систем и, собственного говоря, власти. В случае же дальнейшего ослабления России ЕАЭС просто развалится.

— Как вы видите отношения Беларусь — ЕС в связи с президентскими выборами в следующем году?

— Думаю, что отношения Минска с Западом (ЕС в частности) будут позитивными. При этом внутренняя политическая ситуация в Беларуси не изменится. Главным фактором потепления отношений (сближения и «нового диалога») будут именно события в Украине. Европа переживает «пост-революционный» шок, она была и остается не готовой к таким вызовам и конфликтной ситуации, которая имеет место в Украине, поэтому стабильный и предсказуемый авторитарный режим в Беларуси теперь для Запада более приемлемый и комфортный, чем неуправляемые трансформации и революции.

Вторым фактором, определяющим отношения ЕС – Беларусь, будет старый миф о том, что Лукашенко – гарант независимости. Впервые этот миф возник в 2008 году, после российско-грузинской войны. Война в Украине и российская агрессия вновь его оживила. Европа продолжает (вопреки реальности) верить в то, что Лукашенко боится интеграции с Россией, поэтому стоит ему предложить альтернативу в лице ЕС, он сразу же переориентируется на Запад. Однако ЕС по существу нечего предложить Лукашенко, и он хорошо это понимает. Поэтому отношения между ЕС и Западом останутся на уровне «диалога», т.е. разговоров, при реальной интеграции с Россией.

— Как бы вы охарактеризовали ситуацию, сложившуюся в оппозиции? Способна ли она представить белорусскому обществу внятную альтернативу? Какова может быть роль тех, кто находится вне пределов страны, можно ли сказать, что они воздействуют на ситуацию или же полностью нейтрализованы?

— Белорусская оппозиция находится в состоянии полного политического декаданса. Проблема не только в репрессиях властей, которые усилились после выборов 2010 года, но и во внутренних неурядицах. В нынешней ситуации политические организации и их лидеры просто не знают, что делать. Положение усугубилось после революции в Украине, когда оппозиция оказалась в полном идеологическом вакууме, так как главным инструментом борьбы с режимом, который декларировался все эти годы, была именно революция. Теперь тема революции в белорусском обществе и в белорусской оппозиции закрыта на долгое время. Все, что остается оппозиции – это «ходить в народ» и ждать пока Лукашенко (в силу разных причин) сам уступит власть.

То же самое касается и белорусской политической диаспоры. Она разрознена и не консолидирована и вообще не способна к объединению, что исключает возможность выработки некой единой и понятной стратегии, не говоря уже о влиянии на процессы в самой Беларуси.

— Стоит ли ожидать усиления российско-белорусского сотрудничества в военной сфере и что в этой связи можно ожидать соседям?

— Россия заинтересована в том, чтобы еще сильнее привязать Беларусь в военно-стратегическом плане, расширить свое присутствие здесь. То, насколько Москва будет успешна в реализации этих целей, зависит от внутренней социально-экономической стабильности в самой России. При наличии ресурсов, Кремль в состоянии в короткое время превратить Беларусь в свой западный плацдарм (Западный военный округ), что будет являться непосредственной угрозой, прежде всего для Украины, а также Литвы и Польши.

— Что можно сказать об отношениях Литвы и Беларуси в прошедшем году?

— Как мне кажется, на фоне событий в Украине эти отношения не выделялись чем-то особым (если не принимать во внимание шпионские страсти). В целом Литва наиболее притягательна для простых белорусов, которые готовы тратить там свои деньги.

— Каков ваш прогноз ситуации Беларуси в 2015 году?

— 2015 год будет знаковым для Беларуси, главным образом, по причине начала функционирования Евразийского Союза, который может поставить окончательную точку в вопросе суверенитета и независимости государства. Этот геополитический фактор будет довлеть над всеми остальными, в том числе и очередными президентскими выборами.

Безусловно, будущий год будет тяжелым в экономическом плане, но вряд ли экономические неурядицы создадут условия для политической активизации населения и приведут к переменам. Политический режим будет характеризоваться высоким уровнем внутренней консолидации и способностью подавлять любые внутренние вызовы именно посредством политических механизмов.

Константин Амелюшкин, 25 декабря 2014