Итоги визита Лукашенко в Киев комментирует профессор политологии Павел Усов.
— С какой целью Лукашенко ездил в Украину? Визит носил экономический или политический характер?
— Вне всякого сомнения, данный визит преследовал как экономические, так и политические цели. Украина — важный экономический партнер для Беларуси, товарооборот двух стран составляет порядка 7 миллиардов долларов, поэтому дальнейшее развитие отношений в этой сфере является стратегически важным для Беларуси, хотя украинский рынок не сможет стать альтернативой для российского.
Политическая составляющая данного визита более очевидна. Украина — удобный трамплин для попытки Лукашенко совершить прыжок в Европу.
Насколько он будет удачным, можно сомневаться, но то, что руководитель Беларуси желает по максимуму использовать ситуацию в Украине в своих интересах, — очевидно. Выстраивая партнерские отношения с Украиной, Лукашенко надеется вернуть доверие Европы.
— Лукашенко признался, что в Киев он ездил не за долгами, наоборот: “Товарооборот между Украиной и Беларусью не упал, а даже вырос. И, что важно, – у нас сегодня стопроцентно оплачены все наши контракты. Ни с одной страной такого у нас нет”. Это лукавство?
— Я не стал бы акцентировать внимание на высказываниях Лукашенко. Он мастер благозвучных слов, скор на обещания и заверения, но не спешит с их реализацией. Совместных, стратегически важных украинско-белорусских проектов в Беларуси практически нет. Монополия на такие проекты находится в руках Москвы. Одна из причин в том, что Украина долгое время оставалась вне зоны основных приоритетов Беларуси (Минск предпочитал искать партнеров за океаном, там «где нас не знают»), а отношения между двумя странами были, мягко говоря, натянутыми. Вместе с тем, украинские власти также не рассматривали Беларусь как серьезного и стабильного партнера, даже «вшивое руководство времен Януковича», несмотря на похожесть стиля правления, не спешило к сближению. Ситуация кардинальным образом изменилась в период российско-украинского конфликта, но сделает ли этот конфликт из Лукашенко стабильного партнера для Украины – большой вопрос.
— Лукашенко обещал Порошенко любую поддержку в течение суток: «Надо будет от Беларуси что-то – скажи, мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь». Чего хочет Украина от Беларуси?
— Думаю, что в этих словах больше преувеличенной значимости Беларуси, чем реальной оценки ситуации. Ни в период Крымского кризиса и аннексии полуострова, ни в период военного конфликта на Донбассе Беларусь ничего реально не сделала. Хотя Минск официально не поддержал аннексию, он ее не осудил и остается верен в своих действиях России. Единственное, чего хотел бы Киев — чтобы Беларусь в течение суток не стала вторым или третьим российским фронтом. Я не уверен в том, что Минск будет в состоянии противодействовать нажиму Москвы, если такой сценарий реально начнется. Ведь все, что сегодня происходит, уже имело место с 2008 по 2010 год: и строптивое поведение Лукашенко в отношении России, и поклоны в сторону Запада, а в итоге Беларусь оказалась в Евразийском Союзе и с новой российской базой на своей территории. Может статься так, что после очередного «геополитического лавирования» Беларусь может полностью лишиться своей независимости.
— Лукашенко и дальше предлагает Беларусь в качестве переговорной площадки по Донбассу. Лавры миротворца по-прежнему не дают ему покоя, хотя он категорически отрицает свои «заслуги» в миротворчестве. 22 декабря и Назарбаев выразил готовность выступить посредником. Лукашенко попытался не выпустить из рук лавр миротворца, которые фактически привели к восстановлению отношений с ЕС без единого движения пальцем?
— Конечно, участие в судьбе Украины — наиболее действенный для белорусского режима инструмент в ведении дел с ЕС. При этом не нужно делать никаких усилий по «модернизации», «либерализации» и «демократизации» даже на уровне имитации, чтобы Запад стал более благосклонным к Лукашенко. Я уверен, что в этих условиях Лукашенко может спокойно додавливать остатки гражданского общества, чтобы исключить любые внутренние риски в период президентской кампании, при этом европейские политики будут говорить об улучшении политического климата в Беларуси.
Что касается Казахстана, в этом конкретном случае его не стоит рассматривать как соперника для Беларуси, а скорее, как союзника в выстраивании отношений с Россией. Минск и Астана серьезно обеспокоены агрессивной политикой России и в рамках ЕАЭС они могут стать ее частью. Чтобы хоть как-то противостоять российской экспансии как в экономическом, так и политическом аспектах, этим странам необходимо консолидировать свои позиции.
— Кстати, Порошенко заявил, что Украина может способствовать развитию отношений Беларуси со странами ЕС в рамках Восточного партнерства. Совпадение?
— У Беларуси уже был посредник в налаживании отношений с ЕС – президент Грузии Михаил Саакашвили. Сами по себе «позитивные отношения» с ЕС без изменения характера существующего политического режима в Беларуси ситуацию не изменят и не укрепят независимость страны. Для того, чтобы республика смогла обезопасить себя от России и выйти на иной уровень геополитического положения, необходим радикальный пересмотр всех экономических и политических проектов с Москвой вплоть до их денонсации, а это при нынешнем белорусском руководстве и общей экономической зависимости от России – невозможно. Поэтому сколько бы «заступников» не было у Лукашенко и сколько бы «диалогов» не велось с Западом, Беларусь еще долгое время будет оставаться подворьем России.
— Визит Лукашенко в Киев состоялся накануне визита в Москву, где со дня на день могут пройти саммиты с участием Путина. Что Лукашенко хотел сказать Кремлю своей поездкой в Украину?
— Вряд ли Лукашенко вообще в состоянии что-то показать Кремлю, кроме дырявых карманов. Я уверен в том, что в Москве прозвучат все те же заверения в любви и вечной дружбе, верности союзническим отношениям и великие достижения в «восстановлении» союзного единства. Ну и, конечно, просьбы в финансовой поддержке.