О политических зомби, или Движения без движения

pusovНа белорусском политическом поле появилось очередное всенациональное, всеобщественное движение с громким названием «За государственность и независимость Беларуси». Роль лидера новопроекта взял на себя недавно ушедший из оппозиции Владимир Некляев. Исходя из различных заявлений Некляева, это движение должно стать некой третьей то ли политической, то ли общественной силой, стоять вне оппозицинного лагеря и выражать интересы большинства белорусских граждан, а также отстаивать независимость и государственность республики.

Можно ли данную инициативу рассматривать как серьезный политический шаг, либо это очередной коммерческий проект с поэтическо-пафосным названием?

Бегство от оппозиции

Начнем с того, что идея создания движения, которое бы заняло нишу между властью и оппозицией и смогло бы быть привлекательным для подавляющей массы изберателей, не нова.

Последняя такая попытка была предпринята в 2005 году Александром Козулиным, который объявил о создании общенационального движения «Воля народа», политическое существование которого, однако, было очень недолгим. Кроме того, такая «общественная кампания» как «Говори правду» также создавалась с целью прорыва к «большому электорату», но, как мы знаем, превратилась в одного из оппозиционных карликов.

Возможно, некоторые политики полагают, что стоит только громко отречься от оппозиционности, назвать себя «третьей силой», как это автоматически обеспечит массовую поддержку населения, которое не доверяет оппозиции, а также предоставит защиту от давления властей, так как «третья сила» по логике вещей не означает прямого противопоставления режиму, а значит не будет им восприниматься как угроза.

Однако такое представление о политической реальности в Беларуси — серьезное заблуждение, которое простительно для начинающих политиков, но не для тех, кто видит себя национальным лидером.

Одной из характеристик авторитарной системы является глубокий идеологический и политический раскол общества по принципу «свой — чужой». Авторитарная власть, которая ведет беспощадную борьбу за свое существование, просто не может оставлять идеологических пустот, необозначенных четкими политическими ориентирами и координатами. Это одно из главных условий ее стабильности.

В таких системах как белорусская можно стоять либо на стороне действующей власти, либо быть против нее. Поэтому если индивид или некое общественное движение открыто не поддерживает власть, то такой индивид или движение автоматически зачисляется в разряд оппозицонного, и при этом совершенно не важно, что индивид не является членом оппозиционных партий, а движение определяет себя как «третья неоппозиционная» сила.

Авторитарная власть требует абсолютной политической лояльности и не приемлет никакой автономии и «политической середины». Авторитаризм — это предел крайностей! В свою очередь, оппозиционность при авторитаризме не характеризуется исключительно деятельностью политических партий или принадлежностью к ним — это категория философско-идеологическая, это — состояние души.

Оппозиционность — это внутреннее неприятие личностью авторитаризма, несвободы, несправедливости, это борьба с этими явлениями на политическом и духовном уровне. Поэтому невозможно «уйти из оппозиции», что пытался сделать Некляев, и одновременно бороться против существующего режима.

Даже если бы существование третей силы было возможно, это был бы скорее политический обман и манипуляция на пользу авторитарного режима. Лично я не представляю, что значит быть между властью и оппозицией: быть наполовину демократом и наполовину разделять ценности свободы, а другой половиной быть рабом, поддерживающим диктаторскую власть?!

Чтобы бороться за независимость Беларуси, нужно прежде всего одолеть авторитарный режим, а для этого необходима объедененная и обновленная оппозиция как сообщество свободных граждан, неприемлющих авторитаризм.

Стоит, наверное, отметить, что само название нового движения «За государственность и независимую Беларусь» о многом говорит, так как очень созвучно с лозунгами лукашенковской пропаганды, среди которых: «За Беларусь», «За независимую Беларусь», «За стабильную Беларусь», «За трудовую Беларусь», «За красивую Беларусь» и т.д. Создается впечатление, что инициатор нового неопозиционного проекта желает тихо вплестись в идеологическую парадигму власти.

О единомышленниках и лидерстве

Кроме проблемы с идеологическим самоопределенем — «кем быть?», новосозданное движение встанет перед проблемой наличия людей — «с кем быть?». Пока что «движение» состоит из названия и Некляева, т.е. по сути, представляет собой не общественный, а частный проект.

Любое движение создается на основе достаточно широкой общественной базы, объедененной общими интересами и идеями. В данном же случае, как и во многих других оппозиционных проектах, сначала придумывается название, а потом происходит хаотический набор людей без учета их политических ценностей и идей.

К сожалению, политическая мобилизация в Беларуси уже многие годы осуществляется не на основе политических ценностей и идей, а на основе денег. Есть деньги — будут люди и будет лидер. Более того, все новые оппозиционные движения и организации идут по пути перетягивания членов других организаций, которых можно смело назвать «политическими кочевниками», перетекающими из одной организации-партии в другую в поисках «лучшей жизни».

Связанно это также с тем, что уровень доверия белорусского населения к партийной оппозиции и ее лидерам крайне низок. Ситуацию не изменит желание спрятаться за определением «третья, неоппозиционная сила». Так как «третью силу» создают все те же оппозиционеры. Соответственно, новым организациям, «третьим и четвертым» силам приходиться работать в уже существующем ограниченном социально-политическом пространстве, т.е. проводить мобилизацию среди уже мобилизованных. А в большинстве своем таким людям не нужны ни идеи, ни лидеры, в них они уже давно не верят. Поэтому организация существует, пока есть средства, но как только финансовый источник иссякает — организация моментально умирает, а ее члены перебегают в другую.

Эта давняя болезнь, которая фактически и погубила белорусскую структурную оппозицию и сильно дискредитировала идею оппозиционности.

Исходя из этого, любую «новую» инициативу, которую создают и возглавляют представители оппозиции, можно смело рассматривать как частный коммерческий проект. Поэтому, говоря о движении «За государственность и независимую Беларусь», проще и честнее было бы назвать этот проект движением «За Некляева».

Усов Павел

Опубликовано: http://naviny.by/rubrics/opinion/2015/05/17/ic_articles_410_188901/