«Как мудрецы скорбеть должны,
Когда глупцы вознесены!
Но там, где глупость не в фаворе,
Там власть и благо не в раздоре».
Себастьян Брант, «Корабль дураков»
Внесистемные или внеполитические кандидаты всегда сопровождают президентские кампании во всех странах, и связано это с правом гражданина избираться и быть избранным. Но такое явление — это, скорее, исключение, и никогда такие кандидаты не доминируют в численном плане над профессиональными политиками. Однако в неустойчивых демократических и авторитарных системах ситуация обратная, и желающих «побороться за президентское кресло» значительно больше, что приводит к замусориванию политического пространства и девальвации самого политического.
Хотя нужно сразу же сказать, что политика в нашей стране так и не сформировалась. Говоря же о специфике нынешней политической кампании, то такого наплыва политического мусора, желающего быть президентами, в белорусской современной истории, наверное, еще не было. Связанно это с глубокой деградацией политики и общества.
Политика из сферы, которая по определению должна концентрировать в себе лучших людей, которые должны принимать лучшие законы и делать страну лучше, превращается в пространство, где господствуют юродивые и шуты.
Само же общество, как основа государства и все той же политики, давно переродилось в сообщество кухарок, для которых государство — это не res publica (общее дело), a res hosticus (чужое дело).
В свою очередь, когда происходит тотальное обесценивание всего политического, когда страна и государство воспринимается как нечто проходящее, чужое, то его в принципе не жалко, его спокойно можно отдать на откуп проходимцам — политическим юродивым. Иначе говоря, государство Беларусь стало напоминать дырявую, тонущую лодку, которой может править каждый и даже кот Барсик, так как страна идет ко дну. Зато друзьям за пивом и вяленой воблой можно будет рассказать про «поход в президенты».
Нет, я не оспариваю права гражданина претендовать на высокую должность в стране, но вот вряд ли гражданин, не имеющий понятия как управлять автомобилем, захочет управлять «Мерседесом» за миллион долларов, говоря при этом, что научится по дороге. Тем не менее, желающих проехать на автомобиле «Государство» хоть отбавляй. Конечно, все эти участники предпрезидентской гонки — это простое кривляние, «политическое селфи» на фоне таблички «я иду в президенты».
С другой стороны, когда пространство для нормальных политических процессов закрыто, а способные, активные и умные люди выдавлены из публичного поля репрессиями, появление такого явления как политический юродивый вполне закономерно.
Конечно, для власти появление политического мусора или «юродивых» имеет прямое функциональное значение.
Во-первых, это дает возможность полностью заглушить любую реальную альтернативную идею или кандидата и по факту любая альтернатива начинает восприниматься как юродство; во-вторых, данное явление помогает создать устойчивое представление о том, что все общество — это хлам, оно не способно ни жить свободно, ни «родить» достойного кандидата, и только один человек, на фоне политических юродивых, достоин, способен и может влавствовать; в-третьих, чем дольше правят страной едиоличные властители, тем сильнее становится их паранойя и страх, тем меньше хочется прилагать усилий для достижения «элегантных побед».
Поэтому единственным возможным вариантом для правителя является либо отмена выборов, либо заполнение пространства избирательным мусором — так, чтобы не было никаких сомнений в результате.
Конечно, к выборам белорусский ЦИК не допустил такого количества мусора, чтобы самой власти на фоне этой политической вакханалии не выглядить глупо, но это вряд ли исправит ситуацию. Выборы уже превратились в особое выражение политического безумия.
В конечном итоге сама власть приложила немало усилий, чтобы превратить страну в хлам, а общество в юродивых, которыми по определению править легче, поэтому все мы оказались на корабле дураков.
naviny.by
Павел Усов