Альтернативой для Площади может быть только Площадь

Есть только два сценария развития событий в Беларуси во время выборов: борьба или сосуществование с режимом.

revolyuciyaСегодня многие осуждают оппозицию за Площадь 2010 года в том ее формате, в котором она имела место. Но если бы Площади не было, оппозицию так же сильно осуждали бы, но уже за трусость и бесхарактерность ее «лидеров». 

 
Однако я думаю, что следует не критиковать оппозицию, а славить общество, людей, которые вышли на Площадь в 2010 году. Вышли вопреки политическому хаосу и отсутствию ясной стратегии и лидерства. Вышли, но проиграли, проиграли с достоинством. 
 
Именно из таких событий сотканы героические страницы нашей истории. Сегодня большинство даже и не помнит «кандидатов», но все помнят и будут помнить Площадь-2010.
 
Да, Площадь была трагедией, которая закончилась пафосными показательными процессами, подчеркнувшими мерзость нынешней власти и правоту тех, кто с ней борется: других методов противостояния ей, к сожалению, нет, искать компромисс с режимом, взывать к закону и разуму не имеет смысла. 
 
Все мы понимаем, что жизненная задача сегодняшней элиты — удержать власть любыми средствами. У нее этих средств значительно больше, чем у оппозиции и общества. Это не только репрессии, но возможность использовать «гибридную оппозицию» для политических манипуляций. 
 
Более того, элита не озабочена моральным выбором: убивать или нет. Власть для тех, кто сегодня правит страной, превыше морали и жизни человека. 
 
Те же, кто вышел и выходят на улицы, стремятся в рамках человеческих ценностей воздействовать на тех, кто обслуживает нынешнюю систему. Отсюда призывы: «мы один народ», «милиция с народом», а также ссылки на закон и аспекты, связанные с легитимностью.
 
Другими словами, общество желает бороться с режимом и теми, кто его защищает, воззваниями к совести и закону. Другая сторона воспринимает общество как стадо, которое нужно держать в стойле. Более того, уровень ненависти к протестующим значительно выше, чем протестующих к властьзащищающим. Поэтому мирный протест изначально находится в невыгодном положении, в то время как намерения правящей верхушки далеко не мирные. Я не уверен в том, что этот уровень ненависти когда-либо в нашем обществе возрастет до такой степени, что люди будут способны на то, чтобы бить не только стекла. 
 
Пока противостояние с авторитарным режимом будет продолжаться, никто и никогда не сможет гарантировать безопасность участникам любых протестов.
 
Если же мы выступаем за благополучие людей и ставим целью сохранить их безопасность, здоровье, свободу и жизнь, то в этом случае, я думаю, не стоит их звать в политику вообще, не следует их учить свободомыслию, а наоборот, терпению и послушанию власти. Так как научая их свободомыслию и вовлекая их, в том числе и через просвещение, в оппозиционную деятельность, мы станем причиной их проблем в форме штрафов, увольнений, исключений из ВУЗов, избиений, тюремных сроков и т.д. 
 
А вот послушание власти, не зависимо от того, что она делает, избавит людей от всех этих проблем. Именно этот подход вбивает в головы правящая элита и ее союзник — гибридная оппозиция в лице «Говори Правду». 
 
Что касается утверждения о том, что власть использовала Площадь для масштабной провокации, чтобы уничтожить оппозицию и гражданское общество, то оно не соответствует действительности. 
 
Во-первых, власть уничтожала все, что представляло какую-либо политическую угрозу на протяжении всех лет правления Лукашенко, если бы она этого не делала, то белорусы уже давно жили бы в другой системе. 
 
Во-вторых, в условиях авторитаризма всегда будут провокаторы и провокации, предатели и предательство. Этого не избежать. Наивно полагать, что правящая элита будет тихо и спокойно сидеть и смотреть, как оппозиция объединяется, марширует по улицам города и захватывает власть. Любую акцию можно превратить в провокацию и любую провокацию можно превратить в победу. О провокациях говорят те, кто проиграл, чтобы компенсировать свое поражение. 
 
Учитывая все факторы внутренней политики в Беларуси можно с легкостью смоделировать то, как могла бы выглядеть поствыборная ситуация, если бы не было Площади в 2010 году, но я сомневаюсь, что она бы выглядела лучше, чем сейчас. Оппозиция продолжала бы деградировать, вся ее деятельность сводилась бы к бесконечному поиску единого, взаимным обвинениям, конфликтам и т.д. 
 
Если на оппозиционные группы не смогла повлиять вся драматичность ситуации после 2010 года, то вряд ли бы она была в состоянии объединиться в условиях относительного политического спокойствия. В свою очередь правящий класс продолжал бы проводить внутреннюю политику, опираясь на силу и репрессии, одерживая новые «триумфальные победы» на выборах. Социально и политически активные люди, не видя никаких перспектив для себя, постепенно бы покидали страну. 
 
Вариант «Выборы без Площади» полностью реализовался в 2015 году. Его результаты известны. 
 
Таким образом, на данный момент есть только два сценария развития событий в Беларуси в период избирательных кампаний: борьба или сосуществование с режимом.
 
Функционирование политического режима в Беларуси привело к тому, что выбор вариантов противостояния ему в период избирательных кампаний максимально ограничен и фактически сведен к двум аспектам: выборы – Площадь – тюрьма; выборы – каток – ресторан. 
 
25 тысяч человек на Площади в 2010 и 25 человек в ресторане в 2015, на мой взгляд, являются ярким показателем того, какими предпочтениями живет белорусское общество. Да, результаты и плоды протеста не всегда предсказуемы. Безусловно, чем больше уровень организованности и масштабности, тем выше шанс на успех, даже при усиленном противостоянии со стороны власти. Но даже при «поражении» создается некий внутренний моральный костяк общества, т.е. формируется само общество внутри массы, которое в будущем может быть двигателем политических изменений. В конечном итоге появляются новые авторитеты и люди влияния. 
 
Второе направление -«политический абсентеизм», неучастие либо поиск «компромиса», т.е. полный отказ от непосредственной конфронтации с режимом. В этом случае власти требуется совершенно небольшое количество ресурсов и энергии, чтобы удерживать общество под контролем, узаконивать и поддерживать саму себя довольно продолжительное время. 
 
Без борьбы и противостояния общество деградирует еще быстрее и основательнее, более того, будущие поколения будут с презрением взирать на нас за то, что бесславно растратили свои силы и время. 
 
Даже проигранными сражениями можно гордиться, но стремление прислуживать тиранам заслуживает презрения.
 
 
Павел Усов