Польша втягивает Беларусь в «новую геополитическую игру»

Польша пытается инициировать формирование нового геополитического образования — «Межморского союза», который должен стать альтернативой и для России, и для либеральной Европы (ЕС).

po

Ввиду географического положения Беларусь играет важную роль в формировании союза. Однако любые сделки с нынешним режимом, заигрывание с Лукашенко не пойдут на пользу Польше.

Но именно «наполеоновские» планы Польши и породили заигрывания с режимом Лукашенко.

Доктор политических наук Павел Усов анализирует новый курс Варшавы в отношении официального Минска.

— После прихода к власти партии «Право и справедливость» Варшава взяла курс на прагматичное улучшение отношений с Беларусью, фактическим подтверждением чему является признание «палаты представителей», которую Европа не признавала после 1996 года. Уже на следующей неделе депутаты под руководством зампредседателя Палаты представителей Национального собрания Болеслава Пирштука приедут в Польшу. Нынешнее правительство, по примеру своих предшественников, надеется перевоспитать Лукашенко? Или перед Варшавой стоят совершенно иные задачи?

-Правительство «Права и Справедливости» имеет грандиозные (но по сути утопические) планы в вопросе реализации «восточной политики», и в частности в отношении Беларуси. Польша пытается взять на себя роль лидера в Восточной Европе, инициировать процесс формирования нового геополитического образования, так называемого «Межморского союза», который с одной стороны, должен стать альтернативой для России, с другой — для либеральной Европы (ЕС). Данный союз в идеале должен был включать в себя страны Балтии и Черноморского региона (Украина, Молдова, Румыния, Болгария), а также по возможности Вышеградскую группу государств (Чехия, Словакия, Венгрия). Понятно, что Беларусь, ввиду ее географического положения играет важную роль в формировании союза. По мнению польских политиков, ввиду российской угрозы, в том числе и в отношении Беларуси, сложилась «благоприятная геополитическая обстановка», втянуть республику в новую игру.

Каковы реальные механизмы реализации этой идеи — непонятно, это скорее не политико-экономический, а идеологический проект, таковым он и останется. Есть только одно условие, при котором может начаться осуществление этого проекта – развал ЕС. Однако в этом случае, учитывая противоречивость интересов в регионе (пророссийскую позицию Венгрии) и агрессию России, Польша (ввиду ее экономической и военной слабости) будет не в состоянии создать геополитическую альтернативу России, даже опираясь на США. В реальности в геополитические игры Польша может играть только в рамках Европейского Союза и при его финансовой поддержке, как это было в случае с Восточным партнерством.

Учитывая тот факт, что руководство ПиС по своему понимает демократию, которая по мнению Ярослава Качинского (лидера партии) может реально существовать и развиваться только в границах национального государства (нечто наподобие «суверенной демократии»), более того, данное мнение рассматривается как концептуально новая альтернатива «либеральной демократии» европейского образца, то проблема сближения с авторитарной Беларусью автоматически снимается. Лукашенко уже давно говорил о том, что у него свое понимание демократии и прав человека.

— Бывший посол Польши в Беларуси Лешек Шарепка предложил создать условия для массовой эмиграции беларусов в Польшу. «Может, реальная угроза депопуляция Гродненщины наконец вынудит Александра Лукашенко задуматься над последствиями его политики в отношении к польскому меньшинству?», — пишет в своей книге Лешек Шерепка… Это лично мнение посла? 

-Трудно сказать, кого или что имел в виду господин посол, но данные слова, которые вряд ли могут быть восприняты всерьез, скорее должны были привлечь внимание к особе посла, чем к проблеме эмиграции. Во-первых, для Польши нет практической необходимости инициировать такой процесс, в стране нет недостатка в рабочей силе (безработица составляет около 8%). Во-вторых, Польша не такая богатое богатое государство, чтобы профинансировать массовую эмиграцию, пусть даже на уровне польского меньшинства — а это от 200 до 500 тыс. человек (пособия, жилье, рабочие места и т.д). Массовая эмиграция из Беларуси даже тех, кто считает себя поляком, может быть спровоцирована только серьезными стихийными бедствиями или войной, либо правительство Польши сможет предоставить такой «золотой парашют», чтобы беларусы (поляки) бросили работу, недвижимость и ринулись в Польшу. Я сильно сомневаюсь, что польское меньшинство в Беларуси находится в таком бедственном положении, что готово без оглядки бежать из страны.

— Политика Лукашенко «противоречит польским национальным интересам. «Даже если какое-то время будет шагать рядом, в конце концовгам с ним не по пути», — пишт Шерепка. Польша воспринимают Лукашенко за всю Беларусь? — Не отпускает ощущение, что Варшава не прочь вместе с Москвой поучаствовать в разделе Беларуси — если не территориальном, то на сферы влияния.

-Польские национальные интересы — это слишком абстрактное понятия. Со сменой власти в Польше меняются и ее интересы. Единственное, что нужно и важно для Польши и польского народа – это то, чтобы Беларусь была свободной и демократической страной. Любые сделки с нынешним режимом, заигрывание с Лукашенко не пойдут на пользу Польше. Тем более, недальновидно говорить о каких-то национальных интересах в отношении соседних государств, так как слишком широкое понимание этих интересов может привести к конфликтам.

А что касается идеи «раздела», то это тема не для серьезного обсуждения. Во-первых, Польша не та страна, которая способна сегодня, да и в будущем, что-то делить. Во-вторых, Россия — не та страна, которая будет с кем-то что-то делить. Даже если пофантазировать и предположить полную деконструкцию нынешнего европейского уклада и системы безопасности, т.е. распад ЕС и возвращение в эпоху национальных государств с национальными интересами, то велика вероятность того, что именно Польша может быть снова разделена между новой Российской империей и Германией. Беларусь в этом случае будет лишь частью империи.

Георгий Громов, Беларуская праўда