«Говори правду» и Пустота

 

С самого начала возникновения движения-организации «Говори правду» («ГП») характер ее деятельности вызывал ряд вопросов. Это было связано не только с тем, что возникавшие из ниоткуда «третьи силы» по своей сущности являлись бизнес-проектами, но главным образом по причине претенциозного названия самой организации — «Говори ПРАВДУ!».

С одной стороны, вовлечение в свою деятельность ПРАВДЫ как базовой ценности общественных отношений должно было поставить организацию НАД политическим водоразделом, стать главным механизмом притяжения граждан не за счет некой идеологической концепции или программы, т.к. все основные идеологические ниши в Беларуси были заняты, а за счет универсальной и значимой для большинства населения доминанты — ПРАВДЫ.

Именно борьба за ПРАВДУ в стране должна была стать главным фактором объединения общества, принципом политического противопоставления режиму Лукашенко, который утверждал свое господство на лжи.

С другой стороны, опора на императив ПРАВДЫ, «правдоговорение» автоматически возлагало огромную моральную и политическую ответственность на членов, и прежде всего руководство организации, которое должно было выступить в образе «пророков и блюстителей правды». Другими словами, вся деятельность и вся политическая риторика организации должна была строиться только на ПРАВДЕ. Хотя, вероятнее всего, актив этого движения об этом даже и не задумывался.

Как и следовало ожидать, ни в начале своего существования, ни потом, «ГП» не придавала ПРАВДЕ абсолютно никакого значения. Всем очевидно, что придерживаться ПРАВДЫ как некоего кредо не просто и не всегда получается даже в обыденной жизни, что уж говорить о политике, тем более политике белорусской, в которой следование ПРАВДЕ — крайне сложная и практически невыполнимая задача для тех, кто считает себя политиком. К сожалению, это утверждение касается и значительной части белорусской партийно-организационной оппозиции. Принимая во внимание данный факт, можно смело утверждать, что уже само использование слова «ПРАВДА» в качестве названия для структуры и политической кампании означало обман и манипуляцию. Чем меньше правды в речах и поступках, тем красочнее должно быть выписано слово «ПРАВДА». Недаром рупором компартии СССР была газета «Правда».

Но ПРАВДА, к сожалению, давно превратилась в средство белорусской политики. В свою очередь, появление и деятельность «ГП» стало лишь окончательным оформлением процесса исчезновения принципиальности и элементарной порядочности из белорусской политической действительности. Не раз шеф «ГП» Андрей Дмитриев в спорах со мной утверждал, что политика не может быть моральной, политика не может и не должна руководствоваться ценностями и моральными принципами. Такая позиция руководителя показывает, что ПРАВДА — это не то, на чем «ГП» основывает свою деятельность, и ПРАВДА — это последнее, что можно найти в этой организации.

Но если мораль, по словам Дмитриева и его единомышленников, нужно развести с политикой, то чем же объяснить слово «ПРАВДА» в названии политической организации, для которой мораль — условность? А это как раз тот случай, когда мораль должна служить маскировкой реальных интересов и целей группы политических авантюристов.

Ситуация с теми, кто открыто прикрывает ПРАВДОЙ свою беспринципность и при этом говорит о том, что они альтернатива для существующей власти и будущее для страны, — удручает. Ибо каким может быть будущее страны, если ей будут руководить люди, для которых ПРАВДА не имеет никакой ценности? По-моему, ситуация будет мало чем отличаться от нынешней.

«ГП» — это идеологическая и ценностная пустота, которая может привлекать только безыдейных, беспринципных людей. Эта беспринципность позволяет руководителям «ГП» идти на любые компромиссы с властью, обслуживать нынешний режим и при этом заявлять о «демократии» и интересах общества. Они с легкостью позволяют властям себя использовать как дополнительное средство для манипуляций поведением и мнением населения, подсовывая фейковых кандидатов и призывая идти на выборы, как это было в период президентской кампании 2015г. и парламентской 2016-го, как это происходит сегодня.

Руководство организации готово подстраиваться под «русский мир», чтобы не остаться в меньшинстве, чтить коммунизм и уважать мнение тех, кто считает Дзержинского чуть ли не героической фигурой для Беларуси. И все это делается якобы для того, чтобы быть ближе к гражданам, чтобы стать авторитетной и многочисленной политической организацией. В реальности «ГП» — это своего рода «политический бомж», который подбирает все, что можно подобрать — «русский мир», «лукашистов», «коммунистов», «путинистов», «социалистов» и неопределившихся. В принципе, идейная пустота делает «ГП» родственной существующему политическому режиму в Беларуси.

Вместе с тем свободное функционирование (с молчаливого согласия демократического сообщества Беларуси) на демократическом поле организации без идейного и ценностного содержания, которая открыто манипулирует моральным императивом, свидетельствует о серьезном кризисе ценностей в белорусской политике и заставляет серьезно задуматься над перспективами реальных перемен в стране. Они вряд ли будут возможны, пока мы позволяем использовать (пусть только слово) ПРАВДУ в качестве политической вывески, прикрывающей пустоту.

Павел Усов