Довольно трудно писать о том, чего нет. Формально в нашей стране есть все, что может соответствовать демократическому государству: выборы, Конституция и Конституционный суд, парламент и 30% женщин в нем, политические партии и оппозиция. Если не вникать в сущность упомянутых предметов, то можно подумать, что Беларусь — это страна победившей демократии и гендерного равенства.
Возможно, что эту идеалистическую картинку немного портит факт 23-летнего правления Лукашенко, но и он ведь «президентствует» исключительно по воле народа, элегантно побеждая на выборах. Народ исправно участвует в голосовании, редко возмущается и почти не протестует против такого положения вещей.
Что тут скажешь, всеобщая политическая и гражданская идиллия. И кто сомневается в том, что слезы и восторг северокорейцев напускные и неискренние? Вряд ли такой любовью могут похвалиться Меркель или Трамп. А вот Путин, Лукашенко, Рахмон и другие могут. Совсем недавно мог похвалиться и Мугабе, но любовь народа внезапно остыла либо уже не было у зимбабвийского правителя достаточно сил, чтобы заставить народ самозабвенно «любить» себя.
Именно так. Народ можно только принудить, заставить из страха любить и терпеть диктатора. Но если авторитарный правитель в состоянии принудить общество повиноваться, а своих оппонентов загнать в клетки, то зачем нужно организовывать выборы и устраивать показуху, тратить деньги на поддержание ненужных институтов, таких как парламент, правительство, местные советы? Зачем писать в Конституции: «Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство»? Ведь не ради правового и демократического государства фальсифицируются выборы, разгоняются и арестовываются несогласные.
Почему Лукашенко не хочет совершить своеобразный coming out и написать в Конституции, что Беларусь — авторитарное государство и что ОН, президент, — автократор, или самовластец, что в парламенте и на местах сидят преданные ему люди? По какой причине практически все авторитарные лидеры называют себя «демократически избранными» (не знаю обратных примеров)? Почему они так усиленно прячут свой диктат за выборностью? Ведь им наплевать на международное сообщество и на свое собственное. Ответ лежит на поверхности.
Назвать себя открыто диктатором означает признать факт того, что народ тебя не поддерживает и не любит, что власть незаконна и держится не на согласии народа, а на силе и репрессиях и что она во всех отношениях незаконна. Это означает, что сопротивляться такой власти — святая обязанность каждого гражданина. Поэтому все большие и малые диктаторы, ненавидящие и уничтожающие в своих странах демократию, не могут обойтись, да и вообще существовать без демократических институтов, в т.ч. выборов. Они, даже фальсифицированные, являются ритуальным самопомазанием на диктаторство.
Выборы в авторитарных странах — разноцветный фантик, пустышка, создающая иллюзию соучастия граждан в политике и выражения воли. Это морковка, которую на палке держит ездок-деспот перед глазами у «осла-народа». Надежда укусить эту морковку заставляет осла и дальше послушно тянуть на себе седока.
Конечно, у диктаторов есть еще желание не выглядеть изгоем на международной арене, но в случае Беларуси это имеет второстепенное значение. Главная задача выборов именно в том, чтобы скрыть от граждан факт того, что большинство ненавидит и не поддерживает нынешнего правителя. Однако с каждыми выборами сохранять иллюзию всенародной любви становится все труднее.
Сам же процесс «сокрытия» происходит благодаря огромной и эффективной машине фальсификаций и манипуляций, которая в конечном итоге и производит конечный продукт – 80-процентную поддержку существующему строю.
Выборы в местные советы являются всего лишь одним из элементов всей системы контроля и фальсификаций, хотя они не требуют от власти напряжения всех ресурсов, как в случае парламентских или президентских выборов, но позволяют держать граждан в узде и послушании. Наверное, если бы местные выборы и местные советы отменили, этого бы никто и не заметил. Но игра во всенародную любовь и признание требует жертв. В принципе это все, что можно сказать о выборах в местные советы, которых в политической реальности не существует.
Но возникает другой более важный вопрос: почему политические группы, которые относят себя к оппозиции, так охотно принимают участие во всех этих манипулятивных актах, зовущихся выборами? Ведь своим участием они только поддерживают иллюзию того, что голосование что-то значит и что в нем выражается воля народа. Все избирательные кампании уже давно показали, что ни участие в выборах, ни присутствие «депутатов» от оппозиции в «парламенте» совершенно ничего не решают. Быть может, это происходит от того, что и оппозиция является в некоторой степени частью большого НИЧТО.
Павел Усов