Лукашенко прошел точку невозврата

Оценка ситуации и прогнозы от политических экспертов

С одной стороны, Лукашенко заявляет о намерениях начать общенациональный диалог, а с другой – репрессивная государственная машина продолжает активно работать. Но, несмотря на грубые задержания, избиения, аресты, каждые выходные улицы Минска и других городов Беларуси заполняют многочисленные колонны демонстрантов. В будни протестующих меньше, но они есть… Борьба за демократию продолжается…

О нынешнем векторе революции в Беларуси, о важнейших событиях последних дней, а также о развитии ситуации в течение ближайших недели-двух Укринформ расспросил у белорусских политических экспертов Анатолия Котова, Павла Усова и Арсена Сивицкого.

Павел Усов, политолог, руководитель Центра политического анализа и прогноза: «Народное возмущение пока не перерастает в открытое противостояние«

Я бы выделил три события последних дней. Очередной женский марш прошел 19 сентября – в день национального флага и герба. Белорусские женщины не испугались жестких задержаний и показали, что эти атрибуты очень важны для консолидации общества. Даже на снимках видно, как милиция хватает женщин-инвалидов. Следовательно, это уже не чисто политическое противостояние, а моральное, ценностное. С другой стороны — за два дня до этого состоялся провластный Женский форум «За Беларусь». На нем звучали безумные вещи: что протесты – это сатанизм, что бело-красно-белый флаг – это бесовщина. С точки зрения психологии, это свидетельствует о самодеструкции части общества. И в том же ряду – далекие от действительности слова Лукашенко о необходимости закрытия границ с Западом или же обвинение Украины в дестабилизации ситуации в Беларуси и тому подобное.

Третье — признание Европарламентом, что Лукашенко нелегитимный президент и признание международными организациями Светланы Тихановской лидером оппозиции и того, что официальным представительным органом белорусского народа является Координационный совет. Это важно для поддержания субъектности оппозиционного движения.

В процессе противостояния, среди прочего, видим постепенное «откалывание» в сегментах государственной власти отдельных служащих, силовиков, в том числе офицеров. А еще раньше – спортсмены, преподаватели, врачи… Фактически на всех уровнях общественных институтов происходит развал старой, прогнившей системы.

Люди начинают солидаризироваться и мобилизоваться. Но, с другой стороны, имеем жесткое наступление власти. Лукашенко прошел точку невозврата, теперь его выбор: либо все, либо – ничего. Продолжается процесс большевизации системы, фактически это современный аналог «красного террора»: неприкрытое насилие, подавление любыми средствами. Власть опирается на суды, прокуратуру, милицию, но также на школу, органы опеки (попытки отобрать детей у активистов) – все эти органы превращаются в институты репрессий. Правовое поле практически уничтожено. Применяются методы управления, политического контроля и влияния, характерные для патриархального авторитаризма: закрытие предприятий, границ, ненужных институтов, выбрасывание из страны специалистов, вторжения в квартиры, ограничение доступа к интернету… Демодернизация, деградация государства…

Что касается прогнозов, думаю, текущий уровень противостояния будет сохраняться минимум две-три недели. Мы видим солидарность, взаимоподдержку. Любое неадекватное, абсурдное поведение властей вызывает еще большее возмущение. Но…

Пока что это возмущение не перерастает в открытое противостояние, то есть люди не выходят с дубинками бить милиционеров. Но планка каждый раз поднимается выше и выше. Уже был случай поджога автомобиля редактора «Беларусь сегодня» — главного пропагандистского органа в стране. Важный фактор – деанонимизация Телеграмм-каналом NEXTA тысяч сотрудников милиции.

Однако и власть не будет отступать, пока граждане не начнут давать жесткий отпор. Но не стоит ждать быстрой революции. Скорее, это будут поступательные движения … На сегодня видим, как несмотря ни на что, пространство свободы и автономии расширяется. Увеличивается и уровень национального самосознания — формируется нация. Огромный успех долговременного периода противостояния — четкая самоидентификация населения.

Не менее важно постепенное формирование политической субъектности оппозиционного движения, обозначение Тихановской своей позиции как лидера. Все это должно произойти в течение следующего месяца. Но произойдет ли?.. Трудно сказать, потому что довольно часто позиция той же Тихановской не до конца понятна. Когда она в интервью РБК четыре раза назвала Путина «мудрым руководителем», это недопустимо. Пора понять, что Путин не может рассматриваться белорусами в роли союзника относительно поддержки демократических изменений в стране, тем более – в укреплении суверенитета. И пока Тихановская и другие этого не осознают – конструктивного движения ожидать не стоит. Особенно учитывая то, как этот «мудрый руководитель» действовал в отношении Украины.

Анатолий Котов, бывший работник Управления делами президента Беларуси, бывший генсек Национального олимпийского комитета: «Неуклюжими действиями власть сама сплачивает несогласных«.

Ключевые события – это, конечно, встреча в Сочи; решение ОБСЕ о запуске «московского механизма» в отношении Беларуси (создание в определенной стране миссий независимых экспертов, докладчиков для работы с «человеческим измерением», — авт.) и дебаты в Европе относительно Беларуси.

Основной итог встречи Лукашенко и Путина в Сочи – отсутствие живых денег для режима «бацьки», кредиты предоставлены только для того, чтобы вернуть старые долги. Параллельно инсайды говорят о формировании в России группы по разработке экономической стратегии для Беларуси, которая де-факто будет означать внешнее управление активами и контролируемую приватизацию наиболее интересных активов. То есть, сценария с Лукашенко для Кремля уже нет. Москва заботится исключительно о своих экономических и политических интересах. В рамках поддержанной Кремлем конституционной реформы это сделать проще. Поскольку, как бы ни убеждала белорусская пропаганда относительно пророссийских кандидатов на выборах, – их явно не было.

Денег нет, рейтинги пошли вниз. Никто не будет давать деньги недоговороспособным политиканам.

ОБСЕ впервые за долгое время начала играть более резко. Без традиционных «консенсусов» и бюрократии. К чему белорусские власти оказались не готовыми и сели в огромную дипломатическую лужу…

Европейский союз убедился, что невнятные призывы к диалогу – плохая идея. Да, есть внутриевропейские противоречия и торговля, но и понимание, что время «диалога о диалоге» прошло. Нужно быть принципиальным, если в Минске не отвечают на звонки из Берлина или Парижа.

Среди трендов последних дней выделил бы два. Первое — выбрасывание за границу членов президиума Координационного совета. Это не сработало во всех смыслах! Совместное обращение Тихановской, Павла Латушко, Ольги Ковальковой, их согласованное выступление в Европейском парламенте – яркое тому подтверждение. Власть надо поблагодарить за феерический идиотизм и неуклюжую работу. Она сама объединяет несогласных.

Второй тренд — это «чистки». Процесс затронул все сферы общества. Увольняют людей из МИД, поменяли всех ректоров медицинских вузов. Власть сама снижает и без того скудный уровень качества управления. На место талантливых приходят беспринципные и бессовестные. В МИД этот процесс назвали «цементированием». Ну, что ж, цемент полностью лишает гибкости. Дальше будет только хуже. Для самой власти. Она полностью готова заменить интеллектуалов на… лояльных силовиков и идеологов. Миру неизвестны успешные примеры таких моделей.

Что касается трендов революции, то основной — это объединение и координация усилий отдельных игроков на фоне мощной улицы. Анонсирована антикризисная платформа КС о том, что будет в переходный период, когда будут новые выборы. То есть, идет институционализация протеста.

Сравню страну с Чернобыльским реактором. В результате экспериментов он был дестабилизирован, после чего действия, которые в нормальной ситуации должны были  привести к снижению мощности, привели к взрыву. Власть всласть поэкспериментировала над обществом за время коронавируса, экономического кризиса и завершила все фарсом фальсифицированных выборов. И общество изменилось: чем больше на него давить, тем сильнее протест.

Контрреволюция пытается снизить протестные настроения. Но делает это крайне неуклюже. Чего только стоит недавний «Женский форум»… Рядом – абсурдное насилие, когда хватают пенсионерок, беременных. Таким образом невозможно повысить авторитет, можно только разозлить. Что видно на улицах – протест не думает сдуваться.

Прогнозы — неблагодарное дело. Если обойдется без резкого слома, то Россия все больше будет разочаровываться из-за попытки в очередной раз ее обмануть. Европа и Штаты будут действовать острее и быстрее, потому что идея диалога продолжает дискредитироваться белорусской властью. Общество будет протестовать. Власть будет вести себя жестко, напрасно тратя остатки денег. На цивилизованный выход из ситуации осталось 4-6 недель. Дальше — кризис еще серьезнее.

Арсен Сивицкий, директор минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований: «Мяч остается на стороне Лукашенко«.

Итоги визита Лукашенко в Сочи были очень скромными, кредит обещан только для рефинансирования предыдущих заимствований. Очевидно, это не те деньги, на которые был расчет. При этом Путин, признавая Лукашенко легитимным лидером, отмечает политический кризис, требует организации общенационального диалога между белорусской властью и гражданским обществом. А для решения проблемы предлагает проведение контролируемого транзита власти в рамках конституционной реформы. Это, среди прочего, означает, что Кремль ни на йоту не отказался от своих предыдущих целей в отношении Беларуси. Одна из них — смена режима, которую Москва планирует провести с помощью мягкого сценария, то есть навязав официальному Минску собственный формат решения политического кризиса. Следовательно, дальнейшая динамика белорусско-российских отношений во многом будет зависеть от того, насколько Лукашенко примет этот план. Ведь у него есть собственное видение выхода из кризиса и конституционной реформы. И здесь позиции Минска и Москвы существенно отличаются.

Еще одно важное событие – фиксация, юридическое оформление позиции Евросоюза (а также отдельных стран-членов ЕС, в частности Литвы), которая связана с непризнанием результатов выборов в Беларуси. С другой стороны, видим постепенную легитимизацию Тихановской в глазах мирового, прежде всего европейского сообщества.

Однако, судя по позиции российских СМИ, Кремль тоже содействует частичной легитимизации так называемой «новой оппозиции» в лице Тихановской, Цепкало, Бабарико. Думаю, в значительной степени это связано с видением антикризисного плана, разработанного в Москве для Беларуси. А особенно — в реализации общенационального диалога, в котором этой «новой оппозиции» выделена отдельная роль.

Поэтому, думаю, ситуация с двоевластием в контексте белорусского политического кризиса начинает понемногу выкристаллизовываться по образцу Венесуэлы-2019 с противостоянием Николаса Мадуро и Хуана Гуайдо.

Вопрос о векторе белорусской революции объединю с прогнозами. Так вот, сейчас происходит рутинизация акций. Протест не расширяется, но углубляется. Захватывает все большее количество профессиональных и социально-демографических групп белорусского общества. Достигнута новая точка равновесия, которая, конечно, довольно шаткая. У власти нет возможности подавить протест силовым способом, любые попытки репрессий будут приводить к его разрастанию не только в глубину, но и в ширину. А с другой стороны, акции мирные и не ставят целью захват каких-то админзданий или вооруженное сопротивление. Как долго будет поддерживаться такое шаткое равновесие?

Думаю, следующий всплеск протестных настроений, как и сейчас, децентрализованных, следует ожидать в октябре, с усилением социально-экономического кризиса. В свою очередь, власть продолжит точечные репрессии против демонстрантов, против чиновников и других представителей элит, которые выразили активную поддержку демонстрантам или просто солидаризировались с их требованиями. Несмотря на то, что точка невозврата вроде как пройдена, мяч все еще на стороне Лукашенко. И все будет зависеть от того, насколько он готов пойти на анонсированный общенациональный диалог относительно выхода из кризиса.

Но кого привлекут к диалогу? Будет ли этот процесс прозрачным? На сегодня есть небезосновательные опасения, что эти инициативы – лишь имитация. Мол, власть только выторговывает себе дополнительное время, чтобы «заговорить» протест…

www.ukrinform.ru