Лукашенко мастер лжи, на укрепление этой лжи работает целый государственный аппарат.
Визит Лукашенко в СИЗО КГБ и встреча с политическими заключенными — это лишь один из способов обмана всех нас. Но это никак не свидетельствует о слабости системы или готовности Лукашенко пойти на уступки. Конечно, его шаг нетипичен и не ординарен для диктатора, но нужно согласиться с тем, что сама политическая ситуация в стране неординарна и, что силовые методы подавления, открытое очернение протестов, не дают должного эффекта. А значит, нужен другой, мягкий подход, который должен посеять неуверенность, разобщенность, раскол в едином движении противостояния.
Нет сомнений, что наше общество устало от открытого противостояния и от репрессий, но оно продолжает и готово бороться дальше. Вместе с тем, даже среди протестующих, есть запрос на диалог, есть ожидание того, что Лукашенко может сделать какой-то рациональный шаг, и его визит в СИЗО тому доказательство.
Но Лукашенко диктатор, а для диктатора хороши все средства для того, чтобы уничтожить своих врагов и сохранить свою власть. Для этого он какое-то мгновение может побыть человеком, добрым царем, а потом нанести удар. Сохранению власти подчинены все шаги и усилия режима Лукашенко.
- Выпускать политических заключенных сейчас, когда пространство не зачищено, для Лукашенко смерти подобно. Это сигнал для бюрократии и силовиков, которые пока еще лояльны режиму, что Лукашенко не контролирует ситуацию, что система распадается, а значит, нет смысла дальше работать на нее. В итоге политическая структура просто будет парализована и рассыплется. Безусловно, освобождение возможно, но только после того, как будут вынесены «судебные приговоры», после того, как осужденные напишут прошение о помиловании и признаются в своих деструктивных намерениях. Признаются в том, что были использованы внешними силами. Дело Юрия Воскресенского (его интервью-расскаяние) ясно показывает в каком направлении будет действовать. В свою очередь, просто отпустить, означает проявить слабость.
- Несмотря на фоновую риторику «диалога», волна репрессий и террора не утихают: аресты, запугивания, увольнения, преследования продолжаются ежедневно. Другими словами внутренняя политика режима не меняется. Террор остается основной гарантией. Ослабление репрессий и террора также подорвет «стабильность» системы. Диалог это не цель, это средство для террора. Прошу заметить, что Лукашенко не ведет «разговора» с представителями общественности на свободе: членами КС, правозащитниками, экспертами, представителями Тихановской. Для него, они «деструктивный элемент».
В свою очередь, провалившийся «диалог по-Лукашенковски» может превратиться в основание для дальнейших репрессий.
Можно предположить, что власти пытаются усилить напряжение между различными группами оппозиционного движения, главным образом, между «группой Бабарико» и «группой Тихановской» и таким образом подорвать авторитет и влияние Тихановской.
Не исключаю, что в связи с этим власти попытаются принудить Виктора Бабарико к тому, чтобы он записал «обращение» к гражданам, напомнив о своем политическом лидерстве. В этом обращении, он мог бы призвать к диалогу, к компромиссу, к уходу с улиц. Может призвать принять участие во Всебелорусском собрании, где решиться вопрос «поправок в конституцию». Все эти шаги должны будут ослабить активность Тихановской, которая будет представлена, как деструктивная сила.
У граждан страны может сложиться ложное ощущение, что скоро политические заключенные (Бабарико) могут выйти на свободу. А это значит, что можно и нужно приостановить протесты, чтобы не навредить «процессу освобождения». Такая психология и модель поведения уже не раз встречалась в период нынешнего политического кризиса.
Это одна из целей режима: успокоить, переориентировать, создать атмосферу ожидания и конструктивизма.
Если сформируется такой образ мысли — Лукашенко станет хозяином положения. И, да, если протесты продолжаться власти заявят, что у них были такие намерения всех освободить, но вы своими протестами во главе с Тихановской сами виноваты. Не ждите теперь пощады.
У тиранов нет благих намерений, их сила в том, что они паразитируют на благородстве и добромыслии своих противников.
Нужно оставаться благородными, но не становиться заложниками манипуляций негодяев. Пока заключенные в тюрьмах, пока машина террора в действии — протест, единственное, что можно противопоставить лжи.
Павел Усов / belaruspartisan.by