«За поддержку Кремля Беларуси придется платить суверенитетом».

Руководитель Центра политического анализа и прогноза, доктор политических наук Павел Усов оценил шансы оппозиции договориться с Россией

По мнению политолога, и действующему руководству Беларуси, и альтернативным структурам Россия будет выставлять одинаковый счет за свои услуги. 

На прошлой неделе команда Виктора Бабарико отвечала на вопросы в инстаграме. Один из них касался переговоров с Российской Федерацией. В ответ представители штаба сообщили, что часть их команды посещает Москву, поскольку важно доносить детальную информацию, в том числе, и до российской стороны.

Политолог Павел Усов считает, что называть такие командировки переговорами с Москвой – значит очень сильно преувеличивать реальную ситуацию. Он может вспомнить лишь один визит представителей белорусского альтернативного движения в российскую столицу: в октябре члены Координационного совета Антон Родненков и Максим Богрецов встречались с политическими аналитиками и консультантами. Но это была встреча даже не на среднем уровне, подчеркивает эксперт.

 «Я думаю, заявление группы Бабарико – это в большей степени рекламный ход, который должен каким-то образом усилить их авторитет. Ни у штаба Светланы Тихановской, ни у Координационного совета, ни у Народного антикризисного управления не было контактов с представителями российских властей», – отмечает Павел Усов.

Насколько ему известно, пока никто в Кремле не воспринимает всерьез эти структуры, поскольку они не обладают достаточным политическим и экономическим капиталом, чтобы играть с Россией наравне. И пока они не наберут авторитета и массы, Москва будет лишь использовать их для своей игры.

 «Российское руководство определилось – они ориентированы исключительно на поддержку действующего политического режима. Так что, если и существуют какие-то контакты, они не являются стратегически важными ни для Москвы, ни тем более для политической альтернативы Беларуси», – уверен аналитик.

Усов обозначает несколько предполагаемых приоритетов Кремля на данный момент. Первое – вынуждение Александра Лукашенко пойти на изменение Конституции. Какого характера должны быть поправки, говорит он, предугадать сложно. Есть версия, что после этого Лукашенко должен будет уйти с поста. Но это лишь предположение. Второе – подписание всех необходимых документов по известной программе углубления интеграции Союзного государства и 31 дорожной карте. Политолог предполагает, что этот процесс будет интенсифицирован после новогодних праздников: в январе – феврале.

В этой ситуации, говорит эксперт, для России нет пока большого смысла в переговорах с оппозицией. К тому же нужно понимать, что национальные приоритеты, ценности, символика, историческая память, на которые ориентируются протестные структуры, российское руководство не приемлет и стремится уничтожать во всех странах бывшего Советского Союза, воспринимая эти территории как колонии, считает Павел Усов.

«Помимо этого, все понимают, что за поддержку России придется платить. А она в любых переговорах будет ставить целью еще более глубокое подчинение Беларуси», – уверен политолог.

По его словам, требования останутся теми же, что Москва выставляет Лукашенко. Это и размещение военной базы, и подписание ключевых соглашений по углублению интеграции, и приватизация основных предприятий.

 «Если бы представители альтернативного оппозиционного движения согласились на это, в ту же минуту оно перестало бы существовать, потому что такой шаг воспринимался бы как национальное предательство. Но таким соглашениям просто неестественно состояться, потому что заплатить суверенитетом страны, только чтобы избавиться от Лукашенко, неразумно. В Москве это понимают», – считает эксперт.

В вопросе вмешательства России в дела других государств, по словам Усова, очень важно осознавать, что ее основная цель – сохранение и консервация автократической системы. Это означает, что, убирая Лукашенко, ей необходимо сохранить в Беларуси авторитарную модель.

«Никогда Россия не способствовала демократизации соседних стран, тем более постсоветского пространства. Она всегда стремилась как раз к тому, чтобы существовал коррумпированный, автократический режим, который полностью привязывал бы ту или иную страну к России. Примеры – Грузия, Украина. Поэтому если бы альтернативное движение согласилось пожертвовать демократией за то, чтобы Россия помогла убрать Лукашенко, изменилось бы только лицо авторитаризма, а суть системы осталась. Причем эти изменения происходили бы под неусыпным контролем Москвы», – говорит эксперт.

Павел Усов подытоживает: изменить ситуацию белорусский народ может только собственными ресурсами и надеясь только на себя.

Кремль же ожидает, что конфликт в Беларуси исчерпает внутренние ресурсы и протестного движения, и власти, после чего на протяжении следующего года Россия сможет без каких-либо серьезных изменений в белорусской системе реализовать свои имперские амбиции, делает вывод аналитик.

Усов считает, что, если бы 10 августа Владимир Путин заявил, что Лукашенко – нелегитимный президент, система тут же рассыпалась бы.

«Я думаю, даже окружение и силовики поддерживают Лукашенко по причине этой внешней легитимности, которую он получил от Путина после выборов и которая впоследствии постоянно подчеркивается. Это и встреча в Сочи, и регулярные визиты высших представителей государственной власти России», – говорит политолог.

По его мнению, если бы внешней легитимизации не последовало, чиновники и большинство силовиков, в том числе и белорусская армия, отказались бы поддерживать и защищать эту систему: «Но, судя по всему, в ближайшее время Россия будет на стороне белорусского режима. Понятно, что это не бесплатно. Лукашенко придется рассчитываться суверенитетом страны».

b-g.by