Окажет ли фильм «Лукашенко. Золотое дно» воздействие на уровень протестов в стране?
Появившийся вечером 8 марта на Youtube фильм «Золотое дно» рассказывает якобы о «дорогой недвижимости» и «собственном авто- и авиапарке», которыми пользуется Александр Лукашенко, а также о его связях с бизнесменами, которым отдают лакомые куски белорусской экономики.
По состоянию на вторую половину дня 9 марта фильм преодолел отметку в 2,1 миллиона просмотров.
UDF.BY поинтересовался: какое воздействие этот фильм может оказать на граждан Беларуси.
«Вряд ли фильм станет дополнительным мотивом для протестов»
Руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава) Павел Усов в комментарии UDF.BY отметил, что «вряд ли фильм станет дополнительным мотивом для протестов».
«По той простой причине, что этих мотивов и так достаточно. Не думаю, что для посмотревших информация, показанная в фильме, стала открытием. Не фильм должен становится катализатором протестов, их достаточно – террор, судилища, смерти протестующих. Наверное, лишь у небольшого количества людей, в основном в регионах открылись глаза на то, что режим является коррупционным», – сказал Усов.
По его мнению, нужно учитывать и географию просмотров «Золотого дна»: не обязательно, что из 2,1 миллиона просмотревших фильм все являются белорусами.
«А если фильм посмотрел миллион белорусов, то это, по сути, и есть тот протестный электорат, который голосовал против Лукашенко и протестовал в разных формах против официальных результатов президентских выборов и насилия в стране. Трудно оценить, какое воздействие этот фильм возымеет на пассивную часть белорусского общества или электорат Лукашенко», – отметил Усов.
Политолог констатировал, что белорусское общество «привыкает к сложившейся ситуации».
«Не думаю, что фильм «Золотое дно» станет таким мощным триггером для протестов как фильм Навального о коррупции со стороны Путина и по той причине, что он вышел сам по себе и не был привязан к политическим событиям. В России выход фильма совпал с возвращением Навального в Россию, что спровоцировало всплеск недовольства и появление уличных протестов. Но если бы фильм в Беларуси был привязан, например, к дате 25 марта, то, вероятно, он мог бы повлиять на уровень протестов. А в нынешнем контексте он имеет только информативную функцию и только для тех, кто недавно заинтересовался происходящим в стране», – считает Усов.
Он добавил, что фильм также мог бы стать дополнением к значимым политическим событиям – например, к возвращению Светланы Тихановской в страну и готовности населения поддержать этого лидера, несмотря на террор и репрессии.
Михаил Валицкий, UDF.BY