В прямом революционном действии должен быть смысл и план действий, связанный с новой инициативой, которую озвучила Светлана Тихановская, – «голосование за переговоры». Это должны понимать как руководители национально-демократического движения, так и белорусское общество. Понимать и быть готовым. Вне этого действия данная инициатива может стать очередным инструментом девальвации политического авторитета Тихановской.
Для каждого гражданина стало очевидным, что принудить Лукашенко к уступкам и тем более к переговорам можно только силой, только организованным сопротивлением системе. Никакое голосование, каким бы массовым оно не было, само по себе сделать этого не сможет, как и подорвать положение Лукашенко, так как оно и так основательно подорвано. Тем более, нужно принимать во внимание, что власть Лукашенко удерживается не на народном согласии и законности, а на открытом терроре. Соответственно революционные действия должны быть более решительными.
Иначе говоря, «голосование», имея цель мобилизовать общество, должно придать эмоциональную силу социальному единству, сподвигнуть общество к последнему решительному действию, результатом которого будет свержение режима Лукашенко. Только в этом случае призывы Тихановской выглядят серьезными и логичными.
Практически голосование возвращает нас к избирательной кампании 2020 года, когда результаты голосования и факт поражения диктатора должны были быть подтверждены революционными действиями. И они были подтверждены неподготовленными, спонтанными, не организованными протестами, которые полностью изменили жизнь нашей страны, но не привели к устранению Лукашенко. Разница только в том, что в августе 2020 года никто не имел стратегии революционного действия, вся надежда была на мирный протест и на панику и бегство Лукашенко. Чего в реальности не произошло. Сегодня, наверное, у многих уже есть понимание того, что мирного протеста недостаточно.
В течение последних месяцев белорусское общество крепло и созревало в противостоянии системе, происходила трансформация сознания социальных групп, можно сказать, страна революционизировала, несмотря на террор и репрессии. Фактически режим революционизировал общество. Поэтому задача лидеров укреплять эту революционную парадигму и настроения, а не размывать их голосованием о переговорах, за которым не видится инструментов принуждения.
В общих чертах, ключевым моментом в реализации революционной стратегии должно стать 25 марта, символическая во всех отношениях дата для многих беларусов. Конечно, подготовить общество к революционному действию в течение 7 дней крайне сложно. Но если сами беларусы понимают, что голосование – это только сигнал к действию, что проголосовавшие (1-2 миллиона) граждан готовы будут выйти на улицы городов в Беларуси и оставаться там, пока Лукашенко не уйдет, активно подключиться к общенациональной забастовке, то проблема диктатуры будет решена. Вместе с тем, в период обострения революционной ситуации в стране Тихановская должна решиться на возвращение в Беларусь, что станет переломным моментом в противостоянии.
Если инициатива ограничится лишь голосованием, то покажет отсутствие у штаба Тихановской стратегии противостояния системе и сильно подорвет позиции Тихановской. Фактически это будет серьезная политическая и идеологическая победа Лукашенко, что еще больше подстегнет власти к репрессиям и террору.
Павел Усов/belsat.eu