Декрет «на случай смерти» косвенно свидетельствует и о другом намерении Лукашенко. Персональный Лукашенко трансформируется в коллективного Лукашенко?
На выходных руководитель Беларуси подписал анонсированный им декрет №2, который по содержанию противоречит действующей Конституции. Согласно документу, при гибели руководителя страны президентские полномочия отойдут не премьер-министру, а Совету безопасности, который будет принимать важнейшие для страны решения путем тайного голосования большинством голосов.
В Совет безопасности на постоянной основе входят порядка 20 человек: не только руководители силовых структур и министерств, но главы правительства, Нацбанка, МИДа, двух палат Национального собрания.
UDF поинтересовался: каковы причины решения руководителя страны?
«Персональный Лукашенко трансформируется в коллективного Лукашенко»
Руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава) Павел Усов в комментарии UDF отметил, что декрет символизирует появление новой политической конструкции.
«Не исключаю, что в ближайшей перспективе произойдет содержательное и структурное наполнение декрета. Потом это же можно прописать в новой Конституции. Пока что декрет имеет уровень декларации и символизирует появление нового политического тела. Теперь, скорее всего, Совбез будет трансформироваться в конкретный политический институт», – сказал Усов.
Что это за новая политическая конструкция?
«Документ оформляет коллективное политическое управление. На первые роли в принятии политических решений и ответственности выходит близкое окружение Лукашенко. Он переводит их из статуса статистов, техперсонала в статус соправителей. Персональный Лукашенко трансформируется в коллективного Лукашенко», – считает Усов.
Зачем руководителю страны это нужно?
«Новая руководящая группа должна решить вопрос по выходу из политического кризиса. На харизме и авторитете Лукашенко система уже не устоит: он потерял легитимность и авторитет. Лукашенко уже не хватает личных, физических и психологических, возможностей нести на себе бремя власти в условиях кризиса. Он вынужден опереться на военную и бюрократическую верхушку», – полагает Усов.
Кроме того, по его мнению, декрет косвенно свидетельствует и о другом намерении Лукашенко.
«Он будет использовать все институты, чтобы оставаться у власти до самого последнего момента. Декрет явно говорит, что Лукашенко не отдаст власть, пока он жив. Очевидно, что до момента смерти он планирует править», – отметил Усов.
Олег Кузнецов/UDF