КАК ЛУКАШЕНКО ТРАТИТ МИЛЛАРД ДОЛЛАРОВ, ПОЛУЧЕННЫЙ ОТ МВФ

9 сентября в Москве по инициативе Кремля прошли внеплановые переговоры президента России В.Путина и А.Лукашенко.

В самом начале встречи Путин пытался убедить, что это никах не связано с российским политическим календарем: 17-19 сентября в РФ состоятся выборы, в том числе депутатов Госдумы. На самом деле это попытка приобретения дополнительных политических очков для «Единой России», так как прежний интерес российской власти к интеграции в последнее время значительно снизился, а среди электората упоминание о затянувшейся интеграции вызывает, если не раздражение, то ироничную улыбку.

Переговоры проходили в два этапа, оба в закрытых форматах, между которыми на пресс-конференции ожидаемо объявлено о согласовании 28 интеграционных программ Союзного государства, отмене ковидных ограничений в авиасообщении, …, предоставлении Беларуси до конца 2022 года кредитов в сумме 630 млн долларов.

Фактически Лукашенко летел в Москву, зная, что союзные программы будут согласованы. Путин не оставил ему места для маневра, и даже не ВВП, а сам белорусский диктатор загнал себя в безвыходную ситуацию.

Достоверно зная о неизбежности согласования союзных программ, Лукашенко мог торговаться исключительно по проекту новой белорусской конституции и референдума по ней, и особенно важному для него денежному вопросу. Об этом свидетельствует то, что переговоры проходили поэтапно и в закрытом формате, закончились около 2-х часов ночи. О содержании второго этапа переговоров ничего не сообщалось, а о согласовании союзных программ объявлено на пресс-конференции сразу после первого раунда, тогда же объявлено и о кредите для Беларуси в сумме 630 млн долларов.

Возникают вопросы, что это за деньги и почему озвучена сумма именно в 630 млн, так как накануне переговоров белорусские власти проводили консультации с  Евразийским  фондом стабилизации и развития о кредите в 3 млрд долларов. Официально это объясняется, что Лукашенко, остро нуждающийся в деньгах, якобы сам отказался от больших кредитов, но заявления белорусского диктатора могут быть какими угодно. Кроме этого, единственный союзник и источник финансирования – Россия, хотя и признала результаты выборов-2020, осознает, что до сих пор остаются вопросы с легитимностью Лукашенко, а следовательно с обязательствами, которые он принимает. Поэтому и не финансируют режим как прежде.

 В августе 2021 года МВФ выдал Беларуси помощь в виде специальных средств заимствования (SDR) в размере 923 млн долларов для «восстановления после пандемии». Несмотря на протесты белорусской оппозиции, это произошло чисто по техническим причинам: МВФ – не политическая организация, а Беларусь в числе 190 стран Мира, получивших средства от фонда на восстановление экономики. У МВФ нет инструментов, что бы не дать или заблокировать решение о выдаче, как нет и механизма контроля за использованием, поэтому когда деньги поступят на счета Минфина, белорусский диктатор сможет распоряжаться ими как угодно. SDR — это специальные права заимствования, но поскольку это все же искусственное средство платежных расчетов, а курс определяется на основе обменных курсов корзины валют (доллар/евро/фунт/юани и иены), то совершать сделки можно только внутри МВФ, то есть эти деньги  нельзя перечислить в госбюджет или госпредприятиям-банкротам, поэтому чтобы использовать средства вне фонда, их необходимо конвертировать, заключив соглашение об обмене с другой страной.

Во время переговоров 9 сентября Лукашенко, не имея возможности затянуть, а тем более отказать в согласовании союзных программ, но при этом испытывая острую потребность в финансах, выпрашивал их у Путина.

Как вариант, хозяин Кремля, понимая щекотливость ситуации с легитимностью белорусского диктатора, и, учитывая отсутствие гарантии, что  Лукашенко сможет находится у власти в 2022 году, а так же вполне реальную возможность дефолта в Беларуси, предложил ему кредит не в 3 млрд, а в 630 млн и не здесь и сейчас, а только к концу 2022 года. В качестве обеспечения Москва могла выдвинуть обязательное дополнительное условие или Минск мог предложить сам, что этот кредит Беларусь тут же погасит полученными SDR от МВФ, предварительно заключив между странами соответствующее соглашение о конвертации.

По этой схеме, Лукашенко фактически обналичивает SDR 923 млн, выданных МВФ на восстановление после пандемии, которую он игнорировал, и может бесконтрольно распоряжаться уже реальными деньгами.

Почему Путин соласился обменять 923 млн SDR только на 630 кредитных миллионов? Возможно «ростовщик» учитывает и страхует риски, а может быть оставшаяся сумма будет зачтена в качестве выплат по обслуживанию предыдущих российских кредитов.

Вся эта схема еще и косвенно подтверждает катастрофическое состояние белорусской экономики и искусственно сдержвиваемый курс BYN.

То, что Лукашенко согласился на эти условия или сам их же и предложил, в усеченном формате озвучено на пресс-конференции.

10 сентября МВФ на фоне обеспокоенности из-за транша SRD размером почти в 1 млрд долларов, анонсировал запуск с 13 сентября виртуальной миссии для изучения экономической ситуации в Беларуси на сбор дополнительной информации об экономических событиях и ее ответных мерах на пандемию COVID-19.

12 сентября Лукашенко, посещая Обуз-Лесновский полигон под Барановичами во время совместных с РФ учениий «Запад-2021», сообщил, что до конца года он еще не раз встретится с В.Путиным, в том числе 15 октября в Минске на саммите СНГ, где обсудит какую-то конкретику.

Кроме этого подразумевается, что еще одна встреча может состоятся 4 ноября во время заседания Высшего Госсовета Союзного государства, на котором должно состояться окончательное принятие 28 союзных программ.

При этом 9 сентярбя на переговорах в Москве сообщалось, что до конца текущего года Путин встретиться с Лукашенко только раз, а дата визита в Минск должна быть согласована по дипломатическим каналам.

P.S. По сообщению Национального банка Беларуси международные резервные активы на 1 сентября (по предварительным данным) составили 8496,7 млн долларов в эквиваленте.

За август золотовалютные резервы увеличились на 1054,3 млн долларов (+14,2%). Рост уровня золотовалютных резервов в августе в основном обусловлен распределением SDR от МВФ.

ceapp.info