Для руководителя Беларуси пришло время расплачиваться за поддержку Москвы.
После того, как было опровергнуто заявление белорусского посла в России Владимира Семашко о скором (уже 9 сентября) подписании всех дорожных карт по углублению интеграции, с пояснениями выступил сам Александр Лукашенко.
«Если мы договоримся окончательно с президентом России 9-го (сентября), то 10-11-го правительства соберутся, рассмотрят, примут эти программы. А потом мы их утвердим на Высшем госсовете», – сказал Лукашенко о мероприятии, которое запланировано на конец года.
По его словам, никакой речи о потере суверенитета нет.
UDF поинтересовался: стоит ли ожидать подписания дорожных карт в ближайшие месяцы и что это будет означать для Беларуси?
«Лукашенко не может уволить Семашко»
Руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава) Павел Усов в комментарии UDF отметил, что подписание дорожных карт в скором времени выглядит очень вероятным.
«За последний год ситуация сильно изменилась, положение Лукашенко уже не такое стабильное, как это было раньше, когда он отказывался согласовать дорожные карты. За оказанную масштабную политическую и экономическую поддержку, благодаря которой Лукашенко смог удержаться у власти в 2020-м, необходимо расплачиваться», – сказал Усов.
По его мнению, об готовности Минска идти на уступки свидетельствует и расширение военного присутствия России в Беларуси в виде появления в Гродно так называемого учебного центра совместной подготовки ВВС и войск ПВО.
«Возможностей лавировать у Лукашенко почти не осталось, его окружение понимает, что будущее режима зависит от масштаба дальнейшей поддержки Россией. Мало кто удивится, если на базе учебного центра по факту появится военная база, которая будет подчиняться и управляться из Москвы», – считает Усов.
Он также полагает, что заявление Семашко о скором подписании дорожных карт не было его собственными домыслами.
«Думаю, информация ему поступает из Администрации президента России с целью сделать положение Лукашенко еще более дискомфортным. Семашко выступает как своеобразный телеграм-канал, подконтрольный Кремлю, чтобы оказывать информационное и психологическое давление на Лукашенко. Тем более в преддверии встреч с Путиным», – отметил Усов.
Семашко попадается на хитрость Администрации президента России или сознательно сотрудничает с Кремлем?
«Не думаю, что Семашко, как и большинство белорусских чиновников, способен на самостоятельную игру и что у него есть какие-то амбиции занять высокий пост в Союзном государстве. Он несознательный рупор передачи полуправды, а порой и дезинформации», – считает Усов.
Он также добавил:
«Тот факт, что Семашко неоднократно делал подобные провокационные анонсы, которые не соответствовали действительности, и все еще остается на посту посла, говорит о том, что, вероятно, Лукашенко не может его уволить, опасается тем самым раздразнить Москву».
Насколько серьезным может быть содержание дородных карт? Действительно ли дойдет до, например, унификации налогового и таможенного законодательства?
«Подписание даже 28 карт, без соглашения о создании наднациональных органов, чревато подрывом экономического суверенитета Беларуси. Приведение всего под российские стандарты и пожелания – это чуть ли не передача Москве прямого управления за экономическими и финансовыми институтами. Вслед за экономической интеграцией обязательно дело дойдет и до политической», – полагает Усов.
Сергей Лыжников, UDF