Приобретут ли радикальные действия массовый характер?
В понедельник 18 октября Александр Лукашенко заявил:
«В качестве одной из возможных дат очередной попытки революции (дня «Х», как они считают) рассматривается период проведения конституционного референдума».
Руководитель страны также отметил, что коллективный Запад нацелился на смену власти в Беларуси.
«Задействуются санкции. Финансируются протесты, экстремизм, терроризм. Подбираются и готовятся боевики. Мы это не просто знаем, мы с этим работаем», – сказал Лукашенко.
В тот же день он назначил бывшего заместителя министра МВД Сергея Хоменко министром юстиции.
UDF поинтересовался: а, может быть, Лукашенко, заявивший о подготовке революции, прав? Раз в стране все больше происшествий, которые власти трактуют как теракты, не возник ли тренд на радикализацию и усиление готовности граждан использовать силовые методы?
«Радикальные действия будут иметь единичный характер»
Руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава) Павел Усов в комментарии UDF отметил, что опасения руководителя Беларуси перед референдумом вполне понятны.
«Даже несмотря на то, что в стране прошла тотальная превентивная зачистка, провести референдум традиционными способами будет непросто. А проведение референдума с соблюдением законности в условиях электорального банкротства Лукашенко стало бы его политическим самоубийством. Думаю, делая такие заявления, Лукашенко готовит новую волну репрессий, чтобы референдум прошел при полностью пассивном обществе», – сказал Усов.
Он добавил:
«Даже при отсутствии какой-либо внешней агитации по альтернативному голосованию, референдум является мобилизационным механизмом, т.к. все равно уровень обсуждений станет высоким, как и желание людей проявить свое абсолютное несогласие с властью Лукашенко».
С другой стороны, руководитель страны будет ставить противоположную задачу: обновить свою легитимность с помощью плебисцита.
«Но, безусловно, случатся фальсификации (могут вновь нарисовать цифры, близкие к 80%), поэтому референдум будет способствовать только углублению политического кризиса в стране и делигитимации власти Лукашенко», – сделал прогноз Усов.
В стране все больше происшествий, вызванных радикальными действиями противников власти. Один из последних примеров: неизвестные сожгли автомобиль председателя Госкомитета судебных экспертиз. Стоит ли говорить о новом тренде? Эксперт считает, что нет.
«В 2020 году протест оставался мирным до самого подавления. Сейчас организовать массовое силовое противостояние системе крайне тяжело, если не сказать невозможно. Поэтому в условиях тотального контроля подобные радикальные действия будут иметь единичный характер», – полагает Усов.
В подтверждение своего мнения о тотальном контроле он напомнил, что тех, кто организовал нападение на участок депутата Олега Гайдукевича, вычислили благодаря их членству в радикальных телеграм-чатах.
Александр Каленик, UDF