Польша прорабатывает различные инициативы по налаживанию отношений с Турцией, рассматривая её в т.ч. как противовес России. Еще одна из причин – возможный уход американцев из Европы, подталкивающий центрально- и восточно-европейские государства к поиску новых ориентированных на НАТО партнёров за пределами ЕС. Для самой Турции вхождение в продвигаемый Варшавой проект Интермариум (Межморье) вместе с Польшей важно в качестве выстраиваемого Анкарой моста из Азии в Европу.
В конце 2022 года в Лодзи открылось уже четвёртое генеральное консульство Турции. Министр иностранных дел Турции, принявший с польским коллегой участие в торжественной церемонии открытия, отметил: в скором времени в Польше появится и пятое турецкое консульство — в портовом Гданьске. Также в ходе мероприятия высокопоставленный турецкий дипломат особо подчеркнул, что Польша и Турция больше всего пострадали от конфликта на Украине.
Перспектива польско-турецкого сотрудничества определяется не только нынешним положением и дипломатическим сближением обеих стран, но и планами по формированию нового Балто-Черноморского союза при участии Турции в его более масштабной версии Интермариума. В настоящее время Турция уже выстраивает военно-экономическую ось Север-Юг в Балто-Черноморском бассейне (Турция-Украина-Польша-Прибалтика). В том числе за счёт поставок Украине и Польше новых вооружений типа БПЛА Bayraktar TB2 и заключения долгосрочных военных контрактов, интерес к которым проявляют также страны Балтии.
24 мая 2022 года Турция и Польша подписали в ходе визита в Анкару президента Анджея Дуды соглашение о приобретении Варшавой БПЛА турецкого производства. Еще один пример польско-турецкого сотрудничества в военной сфере – отправление Польшей самолетов на базу Инджирлик, с целью гарантий безопасности Турции, в то время как та, в свою очередь, направила самолеты F-16 в Польшу в рамках расширенной миссии НАТО по контролю воздушного пространства. Показательно также, что офицеры армии Турции принимают участие в различных миссиях НАТО в Польше и странах Балтии.
Весной 2021 года польская компания PKP Cargo Connect и турецкий поставщик логистических услуг Logitrans договорились о запуске между Польшей и Турцией нового железнодорожного грузового коридора. В планах польской компании продолжать экспансию на турецком рынке. Для турок проект должен стать частью сети, которая свяжет ряд турецких и польских городов с европейскими направлениями (Италия, Германия и т.п.).
С другой стороны сотрудничество Польши и Турции открывает доступ к лучшему сообщению с Южными и Восточными регионами Евразии. По мнению представителей польского оператора, Турция является именно той страной, которая может стать надежным партнером по развитию перевозок на Евразийском направлении. Кроме того, существует заинтересованность в присутствии в бассейне Черного моря для дальнейшего развития сообщений между севером и югом Европы.
Таким образом, в рамках общего проекта Турция превращается в портал для выхода Польши к Юго-Восточной Европе, Ближнему Востоку и Азии. «Бизнес с Турцией будет развиваться» — сообщил в мае председатель Польско-Турецкой торговой палаты Марек Новаковский. По его информации, польские компании рассматривают Турцию, как доминирующую страну своего региона, вместо Китая. Качество продукции в Турции намного выше. Строительство совместной железной дороги — это «только начало процесса, который принесет очень интересные результаты«.
Польский МИД периодически напоминает туркам сколь много связывает Турцию и Польшу и в историко-культурном плане. В 2014 году, незадолго до начала боевых действий на востоке Украины, страны отметили 600-летие установления дипломатических отношений. Тогда же глава МИД Польши в интервью турецкой Hurriyet Daily News подчеркнул: столь длительные отношения являются исключительным событием в европейской и международной истории дипломатии. Заодно акцентировав внимание на том, что поляки хорошо помнят – Турция отказалась признать разделы Польши в XVIII веке.
Интермариум, как вынашиваемый и реализуемый в конкретных планах новый геополитический союз, привлекателен для значительной части населения обоих стран и потому что имеет притягательную патриотическо-консервативную риторику. Это особенно важно в случае дальнейшего военного противостояния на Украине и ослабления брюссельской демократии на фоне культурных «флуктуаций», экономических трудностей и прочих негативных для западной и восточной частей Европейского континента факторов.
Соответственно, Польша уже сегодня может позиционировать себя как последний бастион Старой Европы. Борющийся как с региональной агрессией криминального режима Путина, так и с глобальным деструктивным влиянием ультралевых транснационалов, по сути поглотивших почти весь Евросоюз (за исключением самой Польши и Венгрии, задействованной в ряде пантюркистских проектов Анкары).
При дальнейшем ослаблении доминирующей в Европе левой социал-демократии на фоне культурно-смысловой деградации и объективных факторов вроде энергокризиса и войны на Украине, геополитическая и даже идеологическая альтернатива Интермариума на основе Балто-Черноморского союза с привлечением Турции может стать весьма притягательной для десятков миллионов сторонников умеренно консервативных ценностей. Благодаря в том числе религиозно-традиционалистской упаковке – как христианской (Варшава, Ватикан), так и мусульманской (Анкара).
Стоит учесть и дальнейшее усиление Китая, и его устремления, которые могут в скором времени вынудить США сосредоточиться на этом направлении, оставив Европу «вариться в собственном соку». Соответственно Интермариум как опора нового польско-турецкого геополитического союза может получить максимум пользы от этого – благодаря усилению позиций каждого из его участников как на западе, так и на востоке Европейского континента.
На восточных границах Польши организационно-правовые основы для этого существуют уже более 15 лет в т.ч. в виде проекта «Восточное партнерство», появившегося с подачи Варшавы в 2008 году под эгидой Брюсселя и Вашингтона. Польша является оператором этого проекта в западной части бывшего Советского Союза, где к ее орбите относятся Украина, Беларусь и Молдова. Турция – в южной, где в сфере ее ответственности находятся Азербайджан, Грузия и Армения. Укрепление геоэкономической составляющей Интермариума на новом уровне, как общего для поляков и турок проекта освоения евразийских пространств, делает вполне достижимыми следующие цели:
— расширение сферы политико-экономического влияния Польши и Турции и сужение российской сферы влияния на постсоветском пространстве;
— вытеснение из Восточной Европы и Кавказского региона путинской России и размежевание с ней постсоветских стран в экономической и военно-политической плоскостях;
— переориентацию постсоветских республик на Польшу и Турцию (в перспективе Интермариум и НАТО) и создание более привлекательной и перспективной альтернативы деградирующим СНГ и ОДКБ;
— интеграцию в Интермариум региональной энергетической сферы, инфраструктуры и рынков постсоветских стран и энерготранзит в обход России (с западного и южного, кавказско-каспийского направления).
Поддержку новому проекту, способному в ближайшем будущем составить конкуренцию россиянам и франко-германскому ядру Евросоюза, могут предоставить США и Великобритания, европейская политика которой претерпела существенные изменения после Brexit. Джордж Фридман из Stratfor подробно рассказал о мотивах этого еще в 2008 году, — вскоре после создания «Восточного партнерства» — в интервью изданию «Rzeczpospolita».
О том, насколько перспективно сегодня строительство Интермариума в контексте взаимодействия Польши и Турции говорит следующее. Только на Европейском континенте этот проект уже потенциально охватывает около 30% территории Евросоюза, 12 стран и свыше 112 миллионов жителей.
Мікалай Гадзембскі