По мнению политолога Павла Усова, на протяжении полугода Россия не давила на Лукашенко, чтобы дать ему возможность подавить протесты в Беларуси.
В среду 10 февраля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил о подготовке встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко. Он не рассказал, когда и где состоится эта встреча, но источники российской газеты «Коммерсантъ» в Кремле передали, что обсуждаемые даты переговоров – 22 и 25 февраля, а местом их проведения снова выбран Сочи, в котором 14 сентября 2020 года прошла их последняя встреча.
Также источники газеты сообщили, что стороны планируют обсудить выделение очередного кредита для Беларуси. Лукашенко хотел бы получить доступ к остатку средств, выделенных Москвой на строительство Белорусской АЭС. Речь идет о сумме, превышающей 3 млрд долларов.
Один из собеседников «Ъ» отметил, что стороны «близки к достижению договоренности по выделению средств», а проценты, сроки и размер суммы обсуждаются. Минск может получить от 3 до 3,5 млрд долларов. Причем вопрос, по его данным, принципиально уже решен. Не исключено, что окончательно договоренность может быть оформлена во время предстоящей президентской встречи.
Корреспондент «БГ» спросил у доктора политических наук Павла Усова, чем может быть вызвана эта анонсированная встреча и какие вопросы стороны будут обсуждать во время нее.
По мнению Усова, визит Лукашенко в Сочи и встречу с Путиным сложно назвать переговорами, потому что переговоры обычно подразумевают ясную повестку дня и обсуждение равнозначных тем. А сейчас Лукашенко находится в таких условиях, что переговариваться не о чем. Ему остается только выполнять те сочинские обязательства, о которых мы ничего не знаем.
«Возможно, во время их последней встречи как раз обсуждались вопросы о дальнейшей интеграции. России было важно, чтобы ситуация в Беларуси стабилизировалась. Поэтому на протяжении полугода после выборов она не оказывала жесткое давление на Лукашенко, чтобы не обрушить его власть и дать ему возможность подавить протесты. Судя по всему, ситуация стабилизировалась. И теперь Россия начинает требовать выполнения сочинских обязательств», – предполагает Усов.
По его словам, на встрече будут обсуждаться традиционные вопросы. Скорее всего, часть из них обговорят за закрытыми дверями, как это было во время их последней встречи в Сочи. Ключевым вопросом для России остается углубление интеграции. Об этом на прошлой неделе красноречиво намекнул бывший премьер-министр и президент, а ныне зампред Совбеза России Дмитрий Медведев. Он еще раз повторил приоритетные для его страны направления в интеграционном процессе, которые включают в себя введение единой валюты и формирование наднациональных органов управления.
«Это основная тема, потому что других, наиболее ключевых и значимых, для России в двусторонних отношениях нет. А давление, политическая и идеологическая поддержка были связаны ни с чем иным, как с более плотным контролем политического и экономического пространства Беларуси», – считает эксперт.
По его оценке, второй вопрос, который будет обсуждаться во время встречи, – это дальнейшая стратегическая интеграция, включающая в себя размещение российской военной базы на территории Беларуси.
«Этот вопрос в какой-то степени был отодвинут с повестки дня в 2016 году, но думаю, что сейчас создались наиболее благоприятные условия, чтобы Россия могла далее продвигать свои стратегические интересы в Беларуси», – отмечает политолог.
Исходя из этого, будут обсуждаться вопросы, связанные с совместными военными учениями двух стран. Конечно, определенную корректировку может внести коронавирус, но на этот год запланированы учения «Запад-2021». Они будут проходить в рамках защиты пространства союзного государства от внешнего вмешательства деструктивных сил, то есть Запада.
По мнению Усова, не стоит забывать и про вопрос приватизации ряда белорусских предприятий, прежде всего нефтеперерабатывающей сферы, который обсуждается уже на протяжении десятка лет. Поэтому вполне возможно, что Лукашенко придется заплатить за российскую поддержку активами именно этих предприятий.
«Ожидаю, что единственный вопрос, который Лукашенко выдвинет во время встречи, – это льготы на поставки нефти и газа, дополнительные кредиты. Потому что мы видим, что золотовалютные запасы Беларуси стремительно сокращаются. Это ставит в затруднительное положение власти, так как систему репрессий и террора нужно поддерживать, а достаточных внутренних резервов для этого на сегодня, вероятно, уже нет. Поэтому вопросы дальнейшего финансирования и поддержки будут основными со стороны белорусского руководства. Других жизненно важных вопросов у Минска и Лукашенко на сегодня нет», – считает Усов.
По его оценке, нынешняя внутриполитическая ситуация в Беларуси и положение Лукашенко привели к тому, что иной конфигурации взаимоотношений с Россией уже быть не может. А Путину сейчас нужны новые геополитические победы перед сентябрьскими выборами в Госдуму, и с учетом собственного условного кризиса, вызванного в том числе арестом и осуждением оппозиционного политика Алексея Навального. Поэтому, чтобы снова подогреть социальную поддержку российской системы, власти будут продвигать идею об интеграции и новых геополитических победах.
Эдуард Олиферук/ b-g.by