Если и имеет смысл что-то еще создавать, то только белорусское национально-демократическое движение в рамках уже существующих политических структур и политического лидерства. Для этого можно было бы также использовать тот социальный ресурс, который образовался в процессе последнего голосования на платформе «Голос».
Миллионное политическое движение это огромный потенциал для перемен, что более важно удержание этого потенциала. Хотя нужно понимать, что создание движения переводит политическое противостояние в Беларуси на другой уровень.
Это уже будет не быстрое революционное действие (свержения режима), а долгосрочное противостояние с системой (истощение режима). И это нужно ясно обозначить, в конечном итоге признать и не обещать, что революция произойдет в мае, июне, августе или сентябре. Вместе с тем, подготовка к долгосрочной изнурительной борьбе не исключает революции. Выстоит и победит тот, кто сможет умело распоряжаться образовавшимся после выборов 2020 политико-социальным, информационным ресурсом и что самое главное — временем.
Властям нужно как можно быстрее перехватить эти ресурсы, оппозиции же консолидировать и направить на создание собственных институтов — устойчивых и жизнеспособных. Речь идет о формировании альтернативного государства.
Сегодня у нас 3 ключевые структуры: Штаб Тихановской, КС, НАУ (и много очень важных инициатив), которые все еще могут стать прототипами государственных институтов, с конкретными политическими функциями. Это способствовало бы дальнейшему наращиванию ресурсов, росту общего авторитета и влияния, реализации единой стратегии. В такой ситуации создание национально-демократического движения вписывалось бы в единую парадигму, консолидировало бы настроения общества в едином порыве.
В свою очередь создание партии «Вместе» означает появление на политическом поле Беларуси нового субъекта. Не важно, будет ли эта партия зарегистрирована или нет, сам процесс ее создания (работа инициативной группы) уже переключает общественное внимание на эту структуру, а в перспективе и политическую энергию.
Вот создадим партию и режим обязательно рухнет. Подкрепленная электоральным авторитетом Бабарико (его аурой политического заключенного) «партия» по факту станет самостоятельным политико-идеологическим игроком, но уже внутри страны и внесет неразбериху в уже имеющуюся конфигурацию.
Идеология «новой партии» безусловно будет связана с необходимостью «диалога», «поиска конструктивных решений», «подготовкой к новым выборам», что в той или иной степени будет выгодно властям. Чтобы «партия» смогла хоть призрачно функционировать в нынешних политических условиях в Беларуси она должна быть политически и идеологически безобидна для режима.
Новая повестка, новый субъект приведет к дальнейшей сегментации оппозиционного и протестного пространства, девальвацией политического авторитета той же Светланы Тихановской.
В результате мы будет иметь партию Бабарико, партию Тихановской, партию Латушко и партию Цепкало со своими программами, стратегиями, штабами, ресурсами. После чего, всем этим автономным структурам придется снова встречаться, договариваться, вырабатывать единый план действий.
Павел Усов