Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

«Информационное оружие Кремля», – Усов по поводу «подробностей переговоров» от редактора «Эхо Москвы» Венедиктова

Политолог Павел Усов склонен считать Алексея Венедиктова «оружием Кремля», потому что не верит в возможность переговоров Лукашенко с оппозицией.

Венедиктов рассказал

На днях главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов написал в своем Телеграм о якобы предстоящих переговорах Александра Лукашенко с оппозицией. Эту информацию тут же подхватили некоторые пророссийские Интернет-ресурсы пропагандистского толка. Так 25 марта на сайте ukraina.ru. вышла публикация под заголовком: «Венедиктов рассказал подробности предстоящих переговоров белорусской власти с оппозицией».

«Переговоры Лукашенко с оппозицией будет вести ОБСЕ под руководством Швеции. Всех политических заключенных потребуют немедленно освободить и реабилитировать», – цитирует ukraina.ru сообщение главреда «Эха Москвы». Затем, ссылаясь на оригинал, раскрывает другие подробности предстоящего события. Мол, страны ЕС возьмут на себя обязательство по оказанию макроэкономической поддержки в течение переходного периода, в том числе и после проведения свободных выборов. Всестороннюю поддержку обещают оказать независимым СМИ, правозащитникам, промышленным предприятиям и малому бизнесу.

После этого, для убедительности, Венедиктов, а за ним и пропагандисты напоминают, что в понедельник (22 марта) состоялся телефонный разговор советника Госдепартамента США Дерека Шоле с главой белорусского МИД Владимиром Макеем.

Далее в тексте Венедиктова скказано: «Были обсуждения сроки и условия проведения переговоров оппозиции под руководством Светланы Тихановской и белорусской власти».

Редакторы ukraina.ru сочли возможным в этом месте подкорректировать авторский текст. В результате получилось так: «В ходе разговора обсуждались сроки и условия проведения переговоров оппозиции и белорусской власти». Что называется – найдите десять отличий.

Заканчивается интригующее сообщение указанием срока начала процесса и перечислением некоторых его участников: «Стартовый срок для начала переговорного процесса не позднее 1 мая при участии посла США Джули Фишер, Жозе Мануэль Баррозу, ОБСЕ и МИД Германии».

«Брестская газета» обратилась за комментарием по этому поводу к Павлу Усову, политическому аналитику, обозревателю, доктору политических наук, руководителю Центра политического анализа и прогноза (Варшава).

Переговоры на фоне репрессий?

«Он просто не понимает, что реально происходит в Беларуси», – высказался Усов по поводу поста Венедиктова в Телеграм. Политолог убежден, что ни на какие переговоры Лукашенко идти не собирается. Подтверждением тому является тот факт, что в республике продолжаются волны террора, репрессий в отношении гражданского общества, возбуждаются новые и новые уголовные дела, то есть, спираль давления только возрастает.

Разворачивается и расширяется конфликт с Западом и, прежде всего, с Польшей. Из свежего – репрессии в отношении независимого Союза поляков.

«И на этом фоне делать такие политические заявления, декларации, распространять информацию, что планируются какие-то переговоры? Он просто не понимает, что реально происходит в Беларуси. – говорит Павел Усов. – Мне кажется, это говорит о том, что Венедиктов используется как один из инструментов манипуляции и игры России с Западом».

По мнению политолога, если бы Москва действительно намеревалась пойти на какие-то шаги с целью урегулирования политического конфликта в Беларуси посредством переговоров, то она бы сделала это давным-давно, не затягивая процесс до мая. Новость от Венедиктова ассоциируется у Усова с регулярными заявлениями Москвы о подготовке Лукашенко конституционной реформы.

«Сначала говорилось, что это произойдет в конце осени 2020 года, потом – в конце декабря 2020 года, – напоминает эксперт, – Потом это переместилось на период созыва Всебелорусского народного собрания, но по итогу никаких системных изменений не произошло». 

Наоборот, в этот период Лукашенко удалось зачистить, причем брутально, все политическое пространство Беларуси. Значительно выросло число политзаключенных, количество уголовных дел увеличилось в разы. Власти продолжают оказывать силовое и психологическое давление на граждан страны.

Венедиктов – оружие Кремля?

Попытки подвигнуть Лукашенко хоть на какой-то на диалог с оппозицией уже были. И не единожды. Ближе всего к цели процесс подходил в конце прошлого века. Тогда Консультативно-наблюдательная группа (КНГ) ОБСЕ в Беларуси вырабатывала концепцию прямых переговоров между властями и их оппонентами с привлечением общественных организаций в качестве консультантов. Предполагалось, что переговоры приведут к демократическому проведению парламентской кампании осенью 2000 года, напоминает Андрей Федоров в своем материале на naviny.online.

В результате достигнутого соглашения каждая из сторон сформировала свою экспертную группу, эти группы согласовали предварительные условия проведения кампании. В первую очередь речь шла о равенстве доступа к электронным медиа и отказе от насилия.

Однако за несколько месяцев до выборов Александр Лукашенко внезапно напрочь отверг все эти наработки, и внутриполитическая ситуация осталась в прежнем состоянии.

В начале сентября 2002 года стало ясно, что усилия ОБСЕ в этом направлении потерпели полное фиаско. Руководство организации распространило заявление, в котором сообщило, что КНГ ОБСЕ в Беларуси «более не в состоянии выполнять свои функции при существующем положении вещей».

И сейчас Павел Усов убежден, что ни на какие переговоры Лукашенко не пойдет. Что касается Венедиктова, то, по мнению политолога, в данном случае его можно рассматривать как «своего рода информационное оружие Кремля», направленное на Европу с тем, чтобы она не продолжала вводить санкции, осуществлять давление на Беларусь в надежде на добрую волю Москвы, что вот-вот переговоры свершатся.

«Либо он (Венедиктов) просто далек от понимания той политической действительности, которая на сегодняшний день сложилась в Беларуси, – говорит Усов. – Ни на какие переговоры Лукашенко идти не собирается, и это он демонстрирует каждый день».

По факту функционирования нынешняя правящая система в Беларуси по сути ближе к тоталитаризму, чем авторитарным системам, которые существовали на постсоветском пространстве, считает эксперт.

Что не в интересах Москвы?

Павел Усов исключает связь между информацией от Венедиктова и инициативой команды Светланы Тихановской провести голосование на платформе «Голос» за переговоры властей и оппозиции. Он обращает внимание, что за все время, прошедшее после выборов, Кремль не посылал каких-то серьезных сигналов о готовность к переговорам, хотя бы кулуарным.

В то же время со стороны Тихановской регулярно, чуть ли не еженедельно, слышны призывы к Москве, которые критически воспринимались в самой Беларуси, о том, что Путин должен повлиять на ситуацию. Москва не рассматривает Тихановскую как достойного партнера или политическую фигуру, с которой можно иметь дело.

«По существу, нужно понимать психологию Москвы, которая совершенно очевидно выражается в отношениях со всеми постсоветскими странами: никогда, нигде не велись переговоры с оппозиционными силами с целью установления каких-то демократических изменений, – поясняет Усов. – Все что делалось, было направлено исключительно на укрепление авторитаризма в той или иной степени, либо для продвижения стратегических интересов России».

Поэтому эксперт совершенно исключает, что «российское руководство таким образом отреагировало на инициативы Тихановской». При этом он отметил, что у Москвы вряд ли есть какой-то сценарий или план смены Лукашенко. Кремль прекрасно понимает, что в случае любой смены власти, посредством диалога либо внутренней трансформации, у Беларуси появляется окно внутриполитических возможностей. И оно, прежде всего, будет способствовать отходу Беларуси от России.

К этому еще нужно добавить мощное национально-демократическое движение, которое только укрепляется из-за репрессий. «Да, на общество осуществляется беспрецедентное давление, но то, что мы наблюдаем – это укрепление именно национально-политических ориентаций и предпочтений, что совершенно не в интересах Москвы», – подчеркнул Павел Усов.

Виктор Марчук/b-g.by