Лукашенко говорит о примирении лишь только для того, чтобы усилить репрессии и террор. Примирение для диктатора — означает исключительно признание его победы, его власти.
Примирение по-лукашенковски это подчинение и самоунижение, признание вины и собственной неправоты восставшими.
С этим режимом не может быть никакого примирения и диалога, речи не может идти ни о каких уступках. Любое примирение и соглашательство будет означать, что там в будущем, через несколько лет кому-то придется заплатить еще большую кровавую цену за избавление от тирании.
В 2020 году беларусы расплатились кровью за «примирение и диалог», за смирение и равнодушие после 2006 и 2010. Можно только себе представить какую цену придется заплатить в 2025 или 2030. А ее в любом случае придется заплатить за молчаливое безучастие большинства, которое просто выжидало.
Примирение со злом приводит только к росту стоимости борьбы с ним, но не победе с ним. Требуется больше усилий и ресурсов. Ведь даже смерть диктатора не означает, что политическое зло уничтожено, оно может приобрести другие очертания и формы.
Политическое зло как радиация, если вовремя не ликвидировать ее источник, она загрязнит огромные пространства и будет требовать огромных усилий и времени для ее ликвидации. История это показала на примере многих войн и преступлений, на примере Украины и еще раз показывает в Беларуси.
Кто останавливает борьбу, смиряется и примиряется, ищет возможности сосуществовать со злом, (опять поиграть в партии и выборы) терпеть его и, что хуже всего, прислуживать позже будет платить двойную цену: это судьбы и жизни детей. Ведь кто сегодня в большинстве своем заточен в тюрьмах, в эмиграции, прошел пытки — это общество молодых людей (общество детей) от 20 до 30 лет. Они расплачиваются за то, что «общество отцов» избрало, а потом терпело Лукашенко и его режим.
Если сегодня кто-то скажет, что примирение приведет к освобождению сотен людей из тюрем, пусть вспомнит, что примирение со злом в 2006 и 2010 привело этих людей в тюрьмы в 2020 и 2021.
Борьба может затянуться на год и на два, как любая война и противостояние, но она должна продолжаться любыми средствами и методами. И самое главное — в этой борьбе, а не смирении и примирении со злом окончательно сформируется нация и общество, готовое жить в демократической и свободной стране. Общество, которое смириться и примирится со злом готовит свою шею к другому ярму.
Павел Усов