Беларусь ждет период нового колониализма

Беларусь не имеет ни политических, ни экономических ресурсов, чтобы противостоять давлению России и ее попыткам восстановить империю, которые воплощаются в Евразийский экономический союз. Единственная возможность избежать возвращения в Союз – это политическое и экономическое ослабление России в связи с войной в Украине и масштабным конфликтом с Западом. Похоже, именно на это и рассчитывает Лукашенко, как осужденный на повешение надеется, что веревка подрезана и оборвется.

Создание Евразийского Союза входит в завершающую стадию, сейчас мы наблюдаем процессы, связанные с его окончательным оформлением: структуризацией, институционализацией и дальнейшим расширением. Если не произойдет неожиданных геополитических потрясений, которые бы могли ослабить намерения России, – союз начнет функционировать в полную силу с 2015 года.

Понятно, что ключевую роль в этом образовании будет играть Российская Федерация, она инициировала создание союза для себя и под себя, соответственно, ее интересы будут доминировать, а позиция других «членов-республик» будут учитываться исходя из их соответствия российским. Этого не могут не понимать руководители Беларуси и Казахстана, только вряд ли они в состоянии сейчас что-либо противопоставить Москве.

В этих условиях декларации о наличии «прав» малых государств-членов, либо заявления об «ущемлении национальных интересов интересов» в условиях очевидного доминирования России и ее хищнической внешней политики выглядят так, как если бы антилопа гну залезла бы в пасть крокодилу и оттуда начала бы вещать о своих правах не быть съеденной. Проще и легче затормозить интеграцию и вхождение в этот имперский проект сейчас, чем потом отстаивать свои права и интересы, когда отстаивать будет уже нечего. Если Назарбаев и Лукашенко понимают реальность угроз интеграции с Россией и продолжают участвовать в этом проекте, это означает лишь одно – у них нет абсолютно никаких возможностей воспрепятствовать вовлечению в Союз.

Что-же касается отдельно Беларуси, то в новом геополитическом проекте никого не бутет волновать, что «хотела бы видеть Беларусь». Наша республика рассматривается как отторженная земля российская, часть «Русского мира», которую необходимо вернуть. На сегодняшний день это возвращение реализуется при помощи беларусского авторитарного режима, который привязан к России финансово-экономической помощью, необходимой для содержания этого режима и сохранения более-менее стабильной социально-политической ситуации в республике. До последнего момента эта схема работала безотказно, и в Москве уверены в том, что пока нет таких сил, которые способны нарушить процесс «плавного возвращения» Беларуси.
У республики нет никаких внутренних политических и экономических ресурсов, чтобы противостоять давлению России. Кроме того, нужно учитывать, что для реализации своих целей Россия готова пойти и на силовое давление – инициировать управляемый конфликт, как это было сделано в Украине. Я думаю, сегодня, как беларусские, так и казахские политики опасаются именно этого. Тут также стоит принимать во внимание и тот факт, что никакие международные институты и организации не станут отстаивать независимость и территориальную целостность этих государств.

Фактически многие постсоветские страны оказались один на один с новой империалистической Россией, а длительность их независимости зависит от способности России быстро «переварить» возвращенные территории.
Для Беларуси, во всех отношениях, возвращение в «союзный формат» означает начало нового колониального состояния с вытекающими отсюда последствиями. Страну ждет социальная, политическая и экономическая стагнация, углубление процесса разрушения национальной культуры, консервация авторитарного режима на долгие и долгие годы. Страна и общество будут вынуждены снова повторить исторический цикл: создание империи, ее упадок и разрушение и, в конечном итоге, новый период политической неопределенности и нестабильности.

Единственная возможность избежать возвращения в Союз – это политическое и экономическое ослабление России в связи с войной в Украине и масштабным конфликтом с Западом. Думаю, только на это сейчас и рассчитывает Лукашенко, как осужденный на повешение, надеется, что веревка подрезана и оборвется. В сложившейся геополитической ситуации у Лукашенко нет возможности ни сопротивляться, ни торговаться.


Павел Усов