Следуя мысли профессора Преображенского о том, что «разруха в головах», можно смело утверждать, именно в головах людей спрятаны корни авторитаризма или демократии.
Именно умы людей создают национальных лидеров или рождают диктаторов, и эти же умы обрекают общество на жизнь в условиях свободы или же политической неволи. И что хуже всего, именно умы, будучи отуманенными, могут верить в то, что неволя является свободой, а свобода неволей.
Беларусь – пример того, как парадоксально функционирует политическое сознание общества и индивидов.
Как известно, образ мышления, взгляд на мир, как отдельного индивида так общества в целом, является результатом внешнего воздействия и формируется при определенных условиях и при воздействии разного рода политических и социальных механизмов, таких как: семья, образование, идеология, СМИ и власть. Однако, эти условия и механизмы не возникают сами по себе, но общество, людские умы, становятся творцами той реальности, которая их затем окружает. Иначе говоря, общество создает те условия, которые потом формируют и создают общество. Соответственно, если общество породило авторитарную власть, то впоследствии эта власть будет формировать авторитарное общество. Причем, попав под влияние определенных политических условий, обществу бывает очень трудно им противостоять и выйти из-под их влияния, особенно если все механизмы и инструменты воздействия находятся в руках авторитарного правителя.
Понятно, что авторитаризм не может родиться в таком обществе, в умах которого доминируют демократические ценности, его истоки в авторитарном сознании. Авторитаризм, как в случае с белорусским обществом, является результатом определенной авторитарной предрасположенности: вирусом, болезнью, которая укоренилась в общественном сознании под воздействием исторических процессов.
Поэтому, на мой взгляд, будет не совсем правильно обвинять белорусов в том, что они заслуживают ту власть, которая теперь господствует в стране. Да, белорусы выбрали Лукашенко президентом, но был ли это рациональный выбор, или же результат авторитарной предрасположенности общества? По сути, белорусский авторитаризм – это раковая опухоль, которая передалась нам по наследству от предыдущих, зараженных им поколений. И в нашем, ослабленном социальном организме не хватило здоровых клеток, иммунитета, чтобы противостоять этой болезни, которая и теперь продолжает отравлять одурманивать авторитаризмом сознание белорусов.
Белорусское общество как «политический маугли»
То насколько человеческое сознание гибко и податливо на внешние условия, показывают примеры с детьми-маугли. Человек, вскормленный и выросший среди животных, всеми своими повадками будет напоминать животное и социализировать его, бывает практически невозможно.
Те же самые процессы происходят и с обществом, которое веками формировалось, функционировало в условиях авторитаризма. Преобразовать его в демократическое бывает крайне трудно и требует огромных усилий, и что более важно, времени и благоприятных условий, которые, как я отмечал выше, само же общество и создает.
Белорусское общество – это своего рода «политическое маугли». Всеми своими привычками, взглядами, поведением оно связанно с авторитаризмом, потому что довольно долго оно росло и развивалось в авторитарной среде, и разорвать эту связь крайне сложно, особенно после того, как белорусское общество вновь породило авторитаризм.
Фактически белорусский народ оказался в порочном круге — в петле авторитаризма. Суть этой петли в том, что пока не разорвется связь с авторитарным прошлым, т.е. не измениться политическое сознание общества, будет трудно разрушить нынешний политический режим. И в то же самое время, пока не изменится существующий режим, создать условия для формирования другого, демократического сознания, как и политической системы, будет невозможно.
Белорусы продолжают жить и функционировать в авторитаризме и особенно не стремятся жить в других условиях. И не столько потому, что этого не хотят, а потому что не понимают, не видят, не осознают того, что можно жить по-другому, так как их сознание заражено авторитаризмом, в том числе и благодаря режиму Лукашенко.
Белорусские государственные идеологи и политики постоянно высказывают «гениальную» мысль о том, что белорусы не готовы к демократии и что нужно время для того, чтобы общество созрело. И если белорусам дать свободу сейчас, то она непременно перерастет в хаос. Поэтому, согласно государственной пропаганде, нынешний политический режим – это некий плавный переход к демократии. Однако, данное утверждение, не что иное как обман. Мне бы было интересно узнать, когда же, по мнению идеологов, белорусы будут готовы к демократии, и кто будет решать, что общество уже для нее созрело? Ведь, ни идеологи, ни чиновники, ни политическая элита и система в целом совершенно не стремятся к тому, чтобы создать условия, при которых «общество будет созревать для демократии», а наоборот, делается все возможное, чтобы оно застыло в состоянии авторитарного бытия. Так как, гарантом устойчивости авторитарного режима в Беларуси, является авторитарное сознание общества. Поэтому, власти не только не способствуют формированию иного сознания, но делают все возможное, для того чтобы уничтожить и подавить любые попытки своих оппонентов изменить политическое сознание большинства белорусов. Другими словами, власть формирует такое сознание, такой народ, который бы заслуживал, терпел, существующее правительство и не желал нового — свой народ.
Исходя из этого, иллюзорными являются также надежды представителей демократической оппозиции, относительно того, что белорусское общество вдруг осознает ситуацию и сбросит иго авторитаризма. Во-первых, сознание белорусов формируется так, что большинство из них даже не понимает и не ощущает, что живет под игом авторитаризма, а во-вторых, «созревание» — это не самостоятельный внутренний процесс, объективно проходящий в обществе, но зависит от внешних условий. В Беларуси он практически полностью контролируем и направляем государством, которое обладает таким оружием, как: СМИ, образование, идеология, а также аппаратом репрессий. Первое режим использует для укоренения авторитаризма, а второе, для истребления всего того, что может помешать данному процессу. В результате, дерево авторитаризма в Беларуси продолжает цвести и приносить плоды.
Важно понимать, что в обществах закрытых «авторитарных» и тоталитарных формирование другого сообщества просто невозможно. Все тоталитарные и некоторые авторитарные режимы (в том числе белорусский) контролируют процесс «воспитания общества», в соответствии с определенной парадигмой. И противостоять этому контролю очень тяжело, а в тоталитаризме невозможно, так как те, кто мог бы это сделать — уничтожаются.
В авторитарной системе, не смотря на то, что присутствует часть людей, которая понимает суть происходящих в стране процессов, их влияние на общество незаметно и не может конкурировать с влиянием властей. Фактически, такие люди представляют собой интеллектуальное и политическое гетто, становятся, как бы сказали браться Стругацкие «выродками», идеи которых большинство общества не воспринимает, так как их сознание настроено на другую волну. И по этой причине становятся они «далеки от народа».
Поэтому в условиях массовой «авторитаризации» населения ожидать, что оно вдруг измениться и поднимется — наивно. Белорусский режим стремиться сформировать примитивное по своему уровню общество, живущее насущными проблемами, занятое выживанием и потреблением, ограниченное лишь представлениями о стабильности. Быть близким к такому обществу, означает говорить на языке Лукашенко.
Вырваться из петли авторитаризма или станет ли Маугли человеком?
Для того, что бы вырваться из порочного круга авторитаризма необходимо время и благоприятные условия. На сегодняшний день у белорусов нет ни того, ни другого.
Есть такие, кто верит, что пройдет несколько лет, вымрет старое советское поколение и все изменится – значит, остается только ждать. Не редко, для сравнения приводится пример с евреями и Моисеем, который вывел свой народ из Египта в пустыню и водил 40 лет, пока не вымерло поколение с сознанием рабов.
Но вот проблема, у белорусов нет своей пустыни, в которую наш народ можно было бы вывести (как и нет Моисея), чтобы смогло сформироваться новое сознание, сознание свободно мыслящих людей. Нет такой возможности, чтобы белорусы на протяжении долгого времени были бы полностью освобождены от влияния авторитарного режима, жили и развивались в других политических условиях. Белорусское общество из одного «советского» авторитаризма, перетекло в новый — «постсоветский». И если советское поколение «homo-soveticus» постепенно уходит, то на смену ему приходит другое, как его еще называют поколение «Лу» (homo-Lukus), с укорененными авторитарными ценностями, взращенное в таких же условиях плененного сознания, как и прежнее. Это поколение готово либо исправно служить режиму и верить ему, либо ему подчиняться.
Примеров верного служения режиму достаточно: милиция, судьи, прогосударственные журналисты, учителя и преподаватели. Ведь многие из тех, кто сознательно защищает политическую систему и хранит ее стабильность, участвует в процессе авторитаризации общества, относится именно к «постсоветскому» поколению, дозревшему в условиях нового авторитаризма, в независимой лукашенковской Беларуси. Что говорит о том, что петля авторитаризма совершила новый оборот.
Фактически, после смены власти в будущем, Беларуси необходимо еще, по крайней мере, 25 лет, чтобы родилось и выросло новое поколение, свободное от наследия нынешнего авторитаризма. Но будет ли у белорусов на это время? Не породит ли зараженное авторитаризмом сознание белорусов новый недемократический режим?
Единственным выходом из сложившейся ситуации, является смена политического режима в Беларуси, ведь чем дольше он будет существовать, тем сильнее будет авторитарное сознание и тем труднее будет формирование нового. Для смены режима есть два пути, революционный и эволюционный. Революционный, предполагает консолидацию оппозиции и создание единого фронта, эволюционный -ослабление центральной власти, следовательно деидеологизацию и либерализацию публичного пространства. Но, в ближайшее время, реализация этих двух вариантов видится маловероятным. Первый требует объединение оппозиции, второй – доброй воли и трезвого мышления правящей элиты, а также сильного оппозиционного движения.
Однако, даже смена власти, еще не означает победу над авторитаризмом. Крайне необходимо, чтобы к власти пришли ответственные политики, не зараженные вирусом авторитаризма и только в таком случае, могут быть созданы условия, при которых белорусское общество сможет избавиться от авторитарного наследия. Если же этого не произойдет, то белорусы обречены на долгое нахождение в петле авторитаризма.
Усов Павел