Когда в Беларуси речь заходит о референдуме, это означает только то, что власть готовит для народа очередную политическую пакость, которая якобы реализуется народом и в интересах народа.
В нашей стране в период 24-летнего правления Александра Лукашенко было проведено 3 референдума, благодаря которым были выведены из употребления национальная государственная символика и демократия. Республика погрузилась в квазисоветский авторитаризм с неограниченной властью правителя, носящего титул президента. Референдумы до неузнаваемости исказили Конституцию, уничтожили права и свободы граждан, а основой политических отношений стали фальсификации, произвол и насилие.
Сегодня нельзя говорить о Беларуси как о республике. Res publika означает «общее дело», где все свободные граждане без каких-либо ограничений принимают участие в политическом устройстве и развитии своего государства. Беларусь превратилась в res grex (ресгрексию), «дело группы», т.е. такое государство, где вся власть сосредоточена в руках небольшого и привилегированного правящего класса, который принимает выгодные для себя решения и ограничивает остальное большинство в правах и свободном волеизъявлении. Государство стало частно-групповым, а не общим делом.
Референдум в ресгрексии является основным средством расширения прав правителя/лей, политического закабаления граждан и легитимирует это состояние посредством фиксации мнения большинства, которое является лишь результатом манипуляций и фальсификаций.
Казалось бы, политическая система в Беларуси уже оформилась окончательно. Стоящий во главе государства руководитель имеет неограниченные возможности как в удержании, так и в реализации власти. Видимо, ему этого недостаточно. В последнее время снова стали высказываться идеи относительно необходимости проведения очередного референдума, якобы с целью модернизации политической системы и ее адаптации к «вызовам современности».
Следует отметить, что в условиях авторитаризма не может идти и речи о некой модернизации или реформах. Эти слова — «модернизация» и «реформы» — тем более, когда дело касается Конституции, в головах представителей белорусской власти всегда имели иной смысл, противоречащий их первоначальным значениям. Модернизировать по-ермошински или по-лукашенковски означает провести изменения в интересах власти.
Если в Беларуси и будет проведен референдум, то он будет касаться двух основных вопросов: увеличение срока президентства; подготовка конституционных условий для передачи власти наследнику.
1. Увеличение сроков президентства. Как известно, модернизация Конституций в этом направлении произошла в России, увеличив срок пребывания Путина у власти до 6 лет, в Азербайджане — до 7 лет. Лукашенко устал играть в выборы, которые регулярно становятся стресс-тестом для авторитарного режима. Стоит также добавить, что экономическая ситуация в стране с каждым годом ухудшается, и людей уже не накормишь сказками «всем по 500». Сложной остается и внешнеполитическая ситуация, постоянно возрастает давление со стороны Москвы, которая вполне может использовать избирательные кампании в Беларуси в своих интересах. Поэтому, чтобы избежать ненужных рисков и обезопасить себя, лучшим способом является формальное увеличение срока своих полномочий.
2. Лукашенко начинает задумываться о том, как и кому передать свою власть. Следующий период президентства Лукашенко будет посвящен формированию политической основы для передачи власти Николаю Лукашенко. Как мне кажется, для нынешнего президента такой исход его правления видится наиболее желанным. Для этого через референдум могут снизить возрастные ограничения для кандидата в президенты с 35 до 30 лет. Это сделает возможным процесс передачи власти еще при жизни Лукашенко-старшего и под его прямым контролем, т.е. в течение следующих двух (новых) сроков правления — 14 лет.
Подсчитаем: Александру Лукашенко — 64 года, Николаю Лукашенко — 14 лет. Соответственно, чтобы сделать Николая президентом в соответствии с «немодернизированной» Конституцией, Лукашенко необходимо править еще 20 лет, что выглядит маловероятным. Если понизить возрастной ценз до 30, то это увеличивает шансы того, что Лукашенко будет в состоянии передать власть своему наследнику, т.к. в момент истечения 14 периода президентства, начиная с выборов 2020г., Николаю будет ровно 30 лет.
Также, в процессе «модернизации» может быть введен механизм и упрощенной передачи власти в случае внезапной смерти или болезни руководителя.
В соответствии с нынешней Конституцией в таких обстоятельствах функции президента до выборов выполняет премьер-министр. Что несколько усложняет процесс передачи власти. Наследник должен или уже быть премьер-министром, или вынужден будет выиграть выборы, а последнее, в связи с «уходом» действующего президента, будет делом нелегким.
Поэтому, по примеру Азербайджана, может быть введен пост вице-президента, который в нужное время займет тот, кто будет рассматриваться как наследник. Думаю, что для вице-президента могут сделать минимальные возрастные ограничения — к примеру, 25 лет.
Усов Павел