Хозяева России любят власть и делают всё для её удержания, используя два метода: репрессии и отупление масс. Репрессии направлены против тех, кто не только противостоит их правлению, но может помешать и мешает отуплению населения. В век технологий и интернета российские правящие элиты опираются на патриархальные способы промывки мозгов.
Православие – русский народ – самодержавие
Одно из средств – русская православная церковь, которая заменила собой идеологический аппарат, существовавший в советские времена. Теперь же произошло возрождение дореволюционной модели устройства Российского государства, которую сформулировал граф Уваров в ХIХ веке: православие – русский народ – самодержавие.
Через православие правительство осуществляет контроль и управление обществом. Более того, церковь становится дополнительным механизмом легитимизации существующей власти. По данным соцопросов, в 2019 году православной церкви доверяет 66 % россиян – и это несмотря на скандалы, связанные с деятельностью РПЦ.
Доверие к церкви в той или иной степени перекладывается на доверие к власти. Ведь сегодняшнее православное духовенство напрямую «освящает» тех, кто правит Россией.
Политический миф вместо понимания
Соответственно само православие должно быть доминирующим даже не как вера, а прежде всего, как политическая идея. Поэтому динамика развития и политического переформатирования православной церкви в России вполне закономерна. Как сказал Патриарх Кирилл:
«Народ и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».
Происходит быстрое замещение рационального понимания того, что происходит в стране, политическими мифами:
общество должно верить в силу доброго царя, а не в силу разума, поэтому даже ракеты взлетают только благодаря тому, что батюшка окропил их святой водой.
На этом строятся и приоритеты нынешней власти – укреплять позиции РПЦ. Потому что та укрепляет позиции русской авторитарной власти. Так, в соответствии с данными за 2015 год за время существования режима Владимира Путина в России открыли около 20 тысяч православных храмов. Недавно Патриарх Кирилл похвастался тем, что РПЦ строит 3 храма в сутки. Это более 1000 церквей в год.
Вместе с тем, за это же время в России закрыли 24 тысячи школ, более 4 тысяч больниц и поликлиник.
В общей сложности в России сегодня около 40 тысяч священнослужителей. Нужно отметить, что оправославливание происходит на фоне общего социально-экономического упадка России.
Символом политического господства и слияния Церкви с правящей элитой в России станет возведение (инициатива Министерства Обороны РФ) храма Воскресения Христова высотой 95 метров, Главного Храма Вооруженных сил РФ.
РПЦ получила функции «духовной инквизиции» и стала средством государственного давления на общество и идеологическим фундаментом для репрессий. Любое неприятие православной политики воспринимается как антипатриотическое и антигосударственное, даже в официальных СМИ критика православия называется «проявлением бесовства». Такое утверждение звучало с государственных ТВ-каналов по отношению к тем, кто осмелился противиться строительству православного храма в Екатеринбурге.
Молись, жертвуй на храм, голосуй за Путина
В целом, наметилась тенденция ужесточения мер по отношению к критикам политики руководства православной церкви. Их власти обвиняют в «оскорблении чувств верующих» или «в призывах к вражде или экстремизме», что возвращает российское общество даже не во времена СССР, а в эпоху средневековья.
Власть и РПЦ едины во мнении в отношении свободы слова и протестов. Свобода слова ограничивается интересами власти, которые посредством православия обожествляются. Думаю, что можно смело говорить о внедрении особой духовно-политической формулы, в соответствии с которой должен жить «настоящий россиянин»:
«Молись, жертвуй на храм, голосуй за Путина».
Интенсивная православизация публичного и политического пространства в России говорит о том, что в стране незаметно произошла ортодоксальная революция. Повсеместное внедрение церквей, оправославливание чиновников и силовиков, интерпретация истории и политики посредством церковной теории, разделение общества на правоверных и бесов – это духовная основа жизнеспособности правления Путина.
Павел Усов, для belsat.eu