Разрозненные группы, представляющие белорусское демократическое сообщество сходятся едва ли не в единственном тезисе: запуском для демократических преобразований в стране может послужить “чёрный лебедь” – какое-либо трудно прогнозируемое и редкое событие, которое приоткроет окно возможностей.
Многие посчитали таким событием “Марш справедливости” Евгения Пригожина и его наёмников на Москву, что повлекло за собой публичные реакции. Благодаря этим реакциям моно провести актуальную конфигурацию и оценку состояния демократических сил Беларуси в эмиграции.
На момент мятежа Пригожина в политическом поле были представлены несколько групп, связанных с собой через общие донорские финансовые потоки, идеологическую близость позиций, видение будущего.
Ведущей группой, претендующей на лидерство над всеми белорусскими демсилами является Объединённый переходный кабинет (ОПК) – объединение вокруг Светланы Тихановской.
Целью создания ОПК в 2022 году являлись:
- Создание видимости “единства” среди беларусское оппозиции для западных грантодателей за счёт аккумуляции вокруг Светланы Тихановской наиболее медийных и амбициозных фигур: бывшего государственного функционера Павла Латушко и бывшего подполковника ГУБОП Александра Азарова;
- Предложение альтернативного украинскому “силового сценария” посредством привлечения к работе подполковника запаса Валерия Сахащика;
- Создание “громоотвода” от персоны Франека Вечерко (старшего советника С. Тихановской) и Офиса самой Светланы Тихановской за счёт введения новых лиц и “разделения ветвей власти”.
К моменту “Марша справедливости” Пригожина члены ОПК стали участниками целого ряда скандалов, который подверг под сомнение целесообразность существования этого органа: у ответственного за “силовой сценарий” Валерия Сахащика обнаружили российский паспорт, также у него не получилось создать какое-либо боеспособное добровольческое формирование в Украине; Александра Азарова товарищи по объединению бывших силовиков Bypol обвинили в коррупции и исключили из организации; представительницу ОПК по финансам Татьяна Зарецкую уличили в мошенничестве, после чего она была вынуждена покинуть структуру еще осенью 2022 года.
Вскрылся скандал с утаиванием от общественности факта нахождения агента ГУБОП в структурах Офиса Тихановской, что привело к задержанием огромного количества людей внутри Беларуси и также бросило тень на дочерний Офису ОПК.
Нестабильности внутри самой структуры отразилась на их действиях во время мятежа ЧВК “Вагнера”.
Сперва ОПК созвал “оперативный штаб” и призвал к нему присоединиться представителей других демократических сил, а также белорусских добровольцев в Украине.
Последними это предложение было проигнорировано, что сделало существование самого штаба бессмысленным, так как у ОПК нет реальной физической силы для реагирования на вызовы военного времени.
В связи с этим ОПК пришлось ограничиться рядом громких политических заявлений. Среди прочего члены кабинета объявили о выходе из ОДКБ, ЕАЭС и СНГ, а также призвали закрыть границу Беларуси с Россией.
Национально-демократические силы
Национальный блок формируется из нескольких частей. Одна из них представлена движением «Свободная Беларусь» инициированным Зеноном Позняком, лидером национального возрождения в Беларуси в 90-х годах. Другая часть стала выкристализовываться из молодых людей в эмиграции, в результате полномасштабной войны в Украине и кризисом в “мейнстримной” оппозиции.
В целом этот блок характеризуется поддержкой силового сценария освобождения Беларуси, а также акцентированием внимания на необходимости поддержки Украины.
К ним можно отнести:
— Полк имени Кастуся Калиновского: самое большое и организованное объединение белорусских добровольцев в Украине;
— Киберпартизаны: частично анонимную группу хакеров и интернет-активистов;
— Движение белорусских националистов (РУХ): молодёжная националистическая организация белорусских эмигрантов;
Основной упор деятельнотсти делается на формировании широкого национального движения, его силовой составляющей с целью обеспечения демократических преобразований в Беларуси.
За время существования данного блока можно назвать только два спорных события: объявление о создании «Совета безопасности» — теневого правительства, которое должно взять на себя ответственность за переходный период в Беларуси после её освобождения.
Далее чем объявлением о создании дело не пошло и проект до сих пор находится в подвешенном состоянии.
А также публичная поддержка Зеноном Пазняком Валерия Сахащика, у которого впоследствии был обнаружен российский паспорт.
Во время мятежа Пригожина представители национально-демократического блока воздержались от громких прызывов и обошлись рядом прикладных: напомнили о силовом сценарии и его технических составляющих ( создание боевых друг, захват административных зданий, формирование охраны на стратегических предприятиях и тд), а также об обратной связи, призвали к единству.
Форум демократических сил
Группы политиков и активистов, среди самых заметных которых можно выделить бывших функционеров Валерия Цепкало и Анатолия Котова, политический аналитик Дмитрий Болкунец, общественная деятельница Ольга Карач и ресторатор Вадим Прокопьев.
Часто эту группу относят к “пророссийским” за счёт неоднозначности фигур участников, а также слухов о финансировании со стороны России. Однако достоверных доказательств этой версии не существует.
Основным объединяющим фактором группы вокруг “Форума демократических сил” является публичная критика группы Франтишка Вечорки. Другие объединяющие факторы у группы слабовыраженны, на фоне других объединений группа выглядит наименее централизованной.
Это отразилось и на реакции на пригожинский мятеж: как таковой её не было.
С заявлением выступил ресторатор Вадим Прокопьев, который ранее пытался спекулировать на военной тематике, однако так и не смог наладить общий язык с добровольцами в Украине.
По заявлению ресторатора, человек из окружения Лукашенко вместе с силовиками готов перейти на сторону народа в случае восстания. Ранее подобный кейс транслировали “заговорщики” Александр Федута и Юрий Зенкович, однако оказалось, что это было игрой спецслужб.
С учётом того, что деятельность Вадима Прокопьева связывают с финансированием со стороны белорусского олигарха Александра Мошенского, подобные заявления также могут носить провокационный характер.
Координационный совет
Координационный совет – флагманская организация “новой оппозиции”, которая появилась в 2020 году с целью преодоления политического кризиса в Беларуси. Вскоре участники КС оказались в тюрьме или эмиграции, а сам проект «завис» в подвешенном состоянии.
В 2023 году КС пережил ребрендинг и стал позиционировать себя как “протопарламент в изгнании”, набрал множество новых делегатов от разных белорусских политических и социальных движений.
Реорганизацию КС предложил ОПК, для того, чтобы впоследствие утверджать перед ним своих членов, что давало бы ОПК дополнительную легитимность.
Идею развила группа сторонников экс-кандидата в президенты Виктора Бабарико, которые занимали в секретариате КС лидирующие позиции, а также представитель НГО-сектора, методолог Андрей Егоров.
КС решили использовать для перекраивания системы распределения европейского финансирования, что и стало основным направлением его документообразующей деятельности.
Тем не менее реальные полномочия КС остаются неясны. Структура столкнулась с проблемой оперативного принятия решений из-за большого количества участников и массы бюрократических издержек.
По некоторым данным, несколько членов КС присоединилось к Оперативному штабу ОПК. А также планировали сделать обращение к белорусским госслужащим. Но из-за озвученных выше причин, физически не успели этого сделать – мятеж подошёл к концу, документ был ещё не готов.
Итоги
Мятеж Пригожина показал, что белорусские оппозиционные группы – скорее техническое и остаточное явление после событий 2020-го года, чем политические субъекты.
Из-за массы внутренних проблем они не в состоянии не только формировать повестку, но и адекватно реагировать на вызовы извне, а также здраво оценивать ситуацию.
Исключением являются национально-демократический блок, представители которого избегает громких пафосных заявлений, для превлечения внимания. Вместе с тем, этот блок далек от внутренней консолидации и координации
Константин Размыслов