Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Новый декрет: Лукашенко хочет обеспечить безопасность своей семье и дать гарантии окружению

В субботу 24 апреля​ Александр Лукашенко​ рассказал о содержании нового декрета: он будет подписан, в том числе, на случай физического устранения президента. В таком случае полномочия будут переданы Совету безопасности. Хотя согласно Конституции власть до новых выборов должна перейти к премьер-министру.

Лукашенко также вернулся к нашумевшей истории о «заговоре» и рассказал о трех сценариях покушения на себя. В воскресенье 25 апреля по ОНТ показали сюжет, в котором задержанные по «делу о госперевороте»​ Юрий Зенкович​ и​ Григорий Костусев​ говорят: «Я признаю себя виновным/свою вину». В чем — не поясняется. Александр Федута сказал: «Признаю себя виновным в участии в заговоре».

Кроме того, было дано слово историку​ Станислава Князеву, который заявил, что для «покушения» готовилось порядка 150 внедорожников с крупнокалиберными пулеметами.

UDF​ поинтересовался: зачем Лукашенко понадобился новый декрет и почему власти продолжают развивать историю о «заговоре»?

«Декрет может использоваться для замены выборов»

Руководитель Центра политического анализа и прогноза (Варшава)​ Павел Усов​ в комментарии​ UDF​ отметил, что подписание декрета может свидетельствовать о нескольких важных процессах.

«Скорее всего, затем нужно будет провести референдум, чтобы изменить Конституцию – без этого данный декрет будет являться примером незаконных действий. Вступление декрета в силу может означать сосредоточение власти в стране в руках закрытой политической группы, введении коллективной диктатуры, т.к. большинство в Совете безопасности – представители силовых структур. В нынешних условиях вполне логичным выглядит переход от классического гражданского авторитарного режима к военной диктатуре», – сказал Усов.

Вместе с тем он отметил, что пока остается много вопросов, без ответов на которые трудно с уверенностью говорить о смысле декрета.

«Если декрет вступит в силу сразу же с момента подписания, то по сути Совет безопасности автоматически станет ключевым политическим органом, который может, например, принять решение о введении чрезвычайного положения или пригласить российские войска для «охраны» суверенитета Беларуси», – считает Усов.Другое дело, если декрет будет нацелен на далекую перспективу.

«В этом случае он может использоваться для замены выборов. Имею в виду казахстанский сценарий, согласно которому Лукашенко может уйти с поста президента и стать председателем Совбеза, который получит новые функции и основные полномочия. Таким образом он может стать пожизненным диктатором при существовании других постов, в том числе президента, на который может быть избрана Кочанова или другой персонаж из окружения правителя», – полагает Усов.

Сергей Дмитриев,​ UDF.BY