Цэнтр Палітычнага Аналізу і Прагнозу

Переговоры по Путину, как начало восстановления мостов

ПУТИН УЗНАЛ, ЧТО СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЛУКШЕНКО УХУДШИЛОСЬ, ПОЭТОМУ ЗАГОВОРИЛ О ПЕРЕГОВОРАХ С ОППОЗИЦИЕЙ

В августе 2020 года Путин поддержал Лукашенко, так как вынужден был это сделать. По сути у него не было выбора: в тот период Москва не имела никакой возможности заменить Лукашенко на другого «удобного» президента, а победа белорусского протеста могла вызвать весьма нежелательную цепную реакцию в России.

Владимир Путин поддержал слабого и на все согласного Лукашенко, а мосты для общения с белорусской оппозицией сжег, хотя ее представители делали не двусмысленные посылы о переговорах или хотя бы о невмешательстве во внутренние дела Беларуси.

Более чем за год ситуация изменилась, Лукашенко решил, что он подавил протест, опасность миновала, поэтому может перестать быть покорным вассалом и забыть или придать иной смысл обещанному. Несомненно, в Москве просчитывали все или почти все возможные варианты развития ситуации. Наиболее вероятно, что именно такой сценарий в Москве рассматривался как единственный на тот момент для белорусского диктатора: он будет обещать и что-то как-то выполнять, но исключительно до тех пор, пока будет чувствовать опасность и нуждаться в поддержке, особенно финансовой. Но и такое развитие ситуации оказалось вполне приемлемым для хозяина Кремля. Поэтому поддержка оказывалась, финансирование осуществлялось, но ровно столько, что бы Лукашенко мог оставаться у власти до определенного момента.

За это время Россия успела оформить с Беларусью договоренности о создании совместных учебно-боевых центров, провести совместные военные учения и принудила Лукашенко подписать 28 союзных программ, втянула страну в миграционный кризис…

Белорусский режим в это время методично, с особым цинизмом, подавлял протест, уничтожал любое проявление нелояльности. Полностью уничтожить протест так и не получилось, да и невозможно, но по каким-то причинам, Лукашенко считает, что он все же победил. Соответственно, возобновились нападки в сторону России и лично Путина. Прежде всего это публичное оскорбление Путина с экранов белорусского ТВ, арест журналиста и закрытие в Минске представительства «Комсомольской правды», а так же вброс информации о возможном срыве подписания все тех же союзных программ.

Лукашенко думает, что в очередной раз сможет переиграть всех.

Но именно такой вариант развития событий в Москве предусматривали, поэтому подписание союзных программ – это еще не конец игры, а только – первого тайма.

После подписания 4 ноября союзных программ Лукашенко стал бесполезным игроком. Логично, что во втором тайме может произойти замена. Это понимает и Александр Лукашенко, поэтому предпринимает максимум усилий, что бы остаться в игре. Этим и объясняются манипуляции с конституционной реформой. Но второй тайм начался, и его сценарий утвержден в Москве.

Поэтому еще в начале ноября через российские СМИ просочились слухи якобы из кулуаров власти, что Москва не исключает вероятность переговоров с белорусской оппозицией, а заместитель редактора отдела международной политики «Комсомольской правды» (той самой, закрытой в Беларуси) Э.Чесноков, ссылаясь на свои источники, рассказал, что Кремль начал прорабатывать возможность таких переговоров.

А уже 18 ноября во время расширенного заседания Коллегии Министерства иностранных дел Путин заявил, что Лукашенко должен начать переговоры с белорусской оппозицией: «Да, мы знаем и понимаем, мы знаем, что ситуация в Беларуси хоть и успокоилась, внутри страны, но тем не менее проблемы есть. Мы отдаем себе в этом отчет прекрасно. И, конечно, призываем к диалогу между властями и оппозицией».

Обращает на себя внимание, что в первом случае информация озвучена третьим лицом о вероятности переговоров российских властей с белорусской оппозицией, во втором – самим Путиным, который предусмотрительно не конкретизировал о какой белорусской оппозиции он говорил: настоящей или той, которая будет для этого назначена, поэтому в любой удобный или неудобный момент можно уточнить, что или кто имелось в виду: С.Тихановская и П.Латушко или кто-то другой. Следует отметить, что президент России призвал к диалогу между белорусскими властями и оппозицией, никак не обозначив в этом место и роль власти российской. Но и такого высказывания вполне достаточно, что бы утром следующего дня Лукашенко экстренно созвонился в Путиным. О содержании разговора мы можем только догадываться.

Маловероятно, что Путин вдруг захотел ускорить процесс отстранения от власти Лукашенко, хотя Кремль в его услугах уже более не нуждается, но при этом он еще достаточно послушен и управляем. На данном этапе вполне возможно оставить его в игре на некоторое время, пока не будет подготовлена замена. Но процесс отстранения Лукашенко от власти запущен и запущен, как видится, несколько ранее намеченного. Скорее всего это произошло, так как Путин безусловно владеет информацией. Поводом к запуску процедуры по отстранению пока еще покорного Лукашенко могла стать информация о состоянии здоровья диктатора, что ему осталось недолго. Косвенным подтверждением тому может служить и неожиданная отмена запланированной поездки Лукашенко на отдых в ОАЭ. Поэтому Путин и заговорил о возможности диалога, не конкретизируя участников, то есть пока и волки сыты и овцы целы. Кремль держит в тонусе Лукашенко, но и сожженные мосты с белорусской оппозицией на всякий случай начал восстанавливать.

Москву устраивает вариант смены власти в Беларуси по причине здоровья Лукашенко, это не массовые протесты, да и резерв времени есть для подготовки своего «кандидата».

ceapp.info